На страницах сайта собрана информация по теме Нижний Новгород Инвалид Инвалидность реабилитация инвалидов средства реабилитации в Н.Новгороде лечение обучение трудоустройство инвалидов помощь инвалидам Бесплатные юридические консультации для инвалидов

Логотип НРООИ Инватур Нижегородская Региональная Общественная Организация
культурной, социально-трудовой реабилитации
инвалидов опорников и колясочников

НРООИ "Инватур"
Наш адрес:
603050,
Н. Новгород,
ул. Иванова 15.
Телефон/факс:
(831) 227-01-23
E-mail:
invatur @ sandy.ru
О нас
История
| Новости | Бюллетень | Библиотека | Проекты | Люди | Партнеры | Координаты | Ссылки
| Карта Доступности
 
Яндекс цитирования

 

 
Выпуски:

01 (10.2007)
02 (01.2008)

 


Образование.

Фотомастерская.

К независимой жизни.

Безбарьерка.

Ресурсная комната.

Кино без барьеров

Страничка юриста

Важно!

Экспресс-мониторинг федерального законодательства

Юридическая защита прав инвалидов в России:
доступность образования

Межрегиональный Проект, финансируемый Агентством США по международному развитию (USAID), реализует РООИ "Перспектива" (Москва) совместно с тремя организациями: СООИК "Десница" (Самара), НРООИ "Инватур" (Н.Новгород) и Ухтинской городской организацией Коми республиканской организации ВОИ (Ухта и Сыктывкар (Республика Коми)).



Информационный Листок
От родителя к родителю

Выпуски:
01 | 02


Выпуск:
02 (01.2008)

Инклюзивное образование

В этом выпуске мы хотим познакомить вас с понятием "инклюзивное образование". Что это такое? Кому оно нужно, чего дает? Что лучше и чем отличаются интегрированное и инклюзивное образование? Инклюзия нужна только детям с отклонениями? Стоит ли совсем отказаться от специализированных школ и образовательных учреждений? Вот самые распространенные вопросы родителей.

По статистическим данным из 450 000 детей с инвалидностью школьного возраста в России только 170 000 учатся (или лишь формально числятся) в общеобразовательных школах. Около 60 000 детей с особыми образовательными потребностями обучаются в специальных школах-интернатах вдали от родителей. 40 000 детей получают надомное обучение. Почти 200 000 детей вообще не получают никакого образования и считаются "необучаемыми". В общеобразовательных школах дети с инвалидностью либо сегрегированны в специальных "коррекционных классах", либо учатся поодиночке в обычных классах, но практически не получают никакой специальной поддержки, необходимой для полноценной учебы. По данным Министерства образования и науки более чем у 1,5 млн. детей имеются особые образовательные потребности.

Что же такое инклюзивное образование? В переводе с английского "инклюзия" означает "включение". Иными словами, включающее образование – это когда дети с инвалидностью полностью включены в общеобразовательный процесс вместе с детьми, не имеющими инвалидность, и все это происходит в школах по месту жительства ребенка при наличии созданных для него условий с учетом его особых образовательных потребностей. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих специальные образовательные потребности. Это практика обучения детей с инвалидностью в общеобразовательных школах. Инклюзия подразумевает использование вспомогательных приспособлений и услуг, которые созданы в школе, для любого ребенка, независимо от того, имеет ли он инвалидность или нет, так как это необходимо каждому ребенку для полноценного освоения образовательных программ. Инклюзивные школы стремятся к включению в процесс обучения всех детей, ценят различия, уделяют большое внимание индивидуальным потребностям учеников.

Основой инклюзивного образования является следующее: ребенка не нужно "подгонять" под определенный стандарт, а также пытаться "слепить" из него некоего стандартного ученика стандартной общеобразовательной школы, проще говоря, этакую "типовую модель" ученика, а, наоборот, индивидуальный подход и гибкость использования учителем методик и способов преподнесения материала должны учитывать все необходимые индивидуальные потребности каждого отдельно взятого ребенка.

 

Правила инклюзивной школы:

  • все ученики равны в школьном сообществе;
  • все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня;
  • у всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей;
  • планируется и проводится эффективное обучение;
  • работники, вовлеченные в процесс обучения, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников;
  • программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика;
  • семьи активно участвуют в жизни школы;
  • вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.

 

Включение – это:

  • НЕ наличие специализированных классов в обычной средней школе;
  • НЕ обучение ребенка в средней школе без необходимой поддержки;
  • НЕ интеграция 1 – 2 детей вне школы без учета равных возможностей;
  • НЕ тогда, когда дети приходят на 1 – 2 часа в среднюю школу из специализированной школы.

 

Комментарий юриста

Принципы инклюзивного образования были сформулированы в Саламанской декларации "О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями", принятой в июне 1994 г. на конференции по образованию лиц с особыми потребностями, проходившей в г. Саламанка, Испания.

В этом документе, в частности, указывается:

"Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности, необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей, лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей, обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех…"

Право инвалидов на инклюзивное образование было закреплено также и в Конвенции ООН "О правах инвалидов", однако российскому законодательству данный термин пока неизвестен.

В то же время, в федеральном и региональном законодательстве об образовании имеются нормы, соответствующие целям и принципам инклюзивного образования. Так, согласно статье 2 Закона РФ "Об образовании" государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. При установлении порядка приема в образовательные учреждения закон (п. 1.1 ст. 16) обязывает учредителя как государственного, так и муниципального образовательного учреждения обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на данной территории и др.

Многие родители хотели бы, чтобы их дети, имеющие инвалидность учились в близлежащих школах, однако, сейчас эти школы просто не готовы принять таких детей. Наиболее серьезными препятствиями являются архитектурная недоступность школ, отсутствие реального финансового обеспечения внедрения инклюзивного образования, недостаток у родителей информации о правах своих детей в сфере образования, боязнь конфликтов с педагогами и чиновниками.

Многие учителя не знают, как правильно включить ребенка с инвалидностью в учебный процесс, также имеются психологические барьеры и сложившиеся стереотипы, не мешающие детям с инвалидностью обучаться вместе со своими здоровыми сверстниками. Безусловно, все наши школы не станут в один момент инклюзивными. По нашему мнению, внедрение инклюзивного образования должно представлять собой процесс последовательных действий с четко продуманными стратегией и тактикой.

Общество не может быть полноценным, если в отношении какой-либо группы людей существует какая-либо дискриминация, будь то образование, трудоустройство, либо другие сферы нашей жизни. Возможность получения детьми инвалидами образования в условиях инклюзивной школы – это цель, к которой нужно стремиться. Вместе с тем нельзя исключать из общей системы образования и специальное образование, так как по закону родители ребенка имеют право выбирать то, или иное образовательное учреждение по своему усмотрению. И они не должны лишаться этого права, это было бы несправедливо по отношению к ним. В нашей стране имеются, сложились и применяются проверенные и апробированные методики в области коррекционной педагогики и специального образования. Мы признаем, что в ряде случаев обучение ребенка с инвалидностью в коррекционной школе может быть более эффективным, чем в общеобразовательной, но вместе с тем считаем, что родители должны получить возможность реального выбора как среди коррекционных образовательных учреждений, так и среди общеобразовательных школ по месту жительства, где должны создаваться все необходимые условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями.

 


Если у Вас и Вашего ребенка возникли трудности при поступлении в детский сад, в школу или другое учебное заведение, Вы можете обратиться в нашу организацию и получить бесплатную юридическую консультацию по вопросам образования и не только.


Инватур - > Юридическая защита прав инвалидов в России: доступность образования - > Родительский Листок - > Выпуск 2


P.S.: Если Вы хотите регулярно получать новости и анонсы событий, происходящих в Н.Новгороде, подпишитесь на Рассылку Subscribe.ru, заполнив форму внизу правой колонки этой странички.


Все инва-сайты в каталоге
www.inva.info

www.AnisNN.ru
Нижний Новгород
с высоты
инвалидной
коляски

Отдых в Джинсах
Парки и 
Пляжи НН
Парки, Пляжи,
WC
Н.Новгорода
С кем отдохнуть?
Знакомства в НН

Брачные агентства
Газеты и Сайты
Н.Новгорода


Radmin - Равные возможности
 
Рассылки Subscribe.Ru
InvaInfoNews
Инва новости
Н.Новгорода

Подписаться письмом






Антон Мариниченко
Webmastering
Антон Мариниченко, Андрей Анисимов

Андрей Анисимов
  Нижний Новгород Online

Инватур о себе и своем городе InvaCity.
Статьи | Это интересно | Полезное | Ссылки

Яндекс.Метрика