На страницах сайта собрана информация по теме Нижний Новгород Инвалид Инвалидность реабилитация инвалидов средства реабилитации в Н.Новгороде лечение обучение трудоустройство инвалидов помощь инвалидам Бесплатные юридические консультации для инвалидов

Логотип НРООИ Инватур Нижегородская Региональная Общественная Организация
культурной, социально-трудовой реабилитации
инвалидов опорников и колясочников

НРООИ "Инватур"
Наш адрес:
603050,
Н. Новгород,
ул. Иванова 15.
Телефон/факс:
(831) 227-01-23
E-mail:
invatur @ sandy.ru
О нас
История
| Новости | Бюллетень | Библиотека | Проекты | Люди | Партнеры | Координаты | Ссылки
| Карта Доступности
 
Яндекс цитирования

 

 
Инклюзивное образование
Говорят педагоги

 


Образование.

Фотомастерская.

К независимой жизни.

Безбарьерка.

Ресурсная комната.

Кино без барьеров

Страничка юриста

Важно!

Экспресс-мониторинг федерального законодательства

Юридическая защита прав инвалидов в России:
доступность образования

Межрегиональный Проект, финансируемый Агентством США по международному развитию (USAID), реализует РООИ "Перспектива" (Москва) совместно с тремя организациями: СООИК "Десница" (Самара), НРООИ "Инватур" (Н.Новгород) и Ухтинской городской организацией Коми республиканской организации ВОИ (Ухта и Сыктывкар (Республика Коми)).



Инклюзивное образование

Говорят педагоги


Говорят педагоги

Своеобразие организации и проведения занятий по продуктивным
видам деятельности с дошкольниками, имеющими двигательные
нарушения в аспекте здоровьесберегающих технологий

Павлова Ольга Алексеевна
Воспитатель высшей категории МОУ
начальной школы – детского сада № 365

 

Проблема охраны здоровья подрастающего поколения является постоянной заботой нашего государства. Период развития, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольном учреждении, оказался одним из тех, в течение которого начинает происходить ухудшение состояния здоровья детей. В большинстве исследований отмечается четкая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебных нагрузок. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации около 1,5 млн. детей (в возрасте от рождения до 18 лет) имеют те или иные отклонения в развитии, в том числе 587 тыс. из них имеют статус инвалида.

Понятие "здоровьесберегающих образовательных технологий" появилось в педагогическом обиходе совсем недавно. Здоровьесбережение не выступает основной и единственной целью образовательного процесса, а является его составной частью и отличительной особенностью всей оздоровительной системы. Здоровьесберегающие образовательные технологии дополняют традиционные технологии воспитания и обучения, помогают ребенку получать и усваивать знания без ущерба для своего здоровья, т.е. обеспечивают такие условия воспитания и обучения, развития, которые не окажут негативного воздействия на здоровье детей, и помогут сформировать у них культуру здоровья.

Ни для кого не секрет, что нынешнее поколение детей имеет много проблем в здоровье (слабый соматический статус, хронические заболевания и т.д.) и психическом развитии (тревожность, гиперактивность, тревожность). У многих возникают трудности в усвоении образовательного стандарта при посещении дошкольного образовательного учреждения. Эта проблема актуальна как для обычных детей, так и для детей, имеющих разнообразные двигательные нарушения (разные формы детского церебрального паралича, проявления пирамидной недостаточности). Кроме первичных нарушений двигательного статуса (нескоординированность движений рук, несогласованность движений руки и глаза, нарушение изолированности движений одной руки, трудность в удержании предметов, нарушение работы многих анализаторов и т.д.), присутствуют и вторичные ( несоответствие уровня развития психических процессов физическому росту, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность речевых процессов и коммуникативной деятельности).

Продуктивные виды деятельности – это знакомое детям, "комфортное" и главное безопасное действие, на его основе которого можно решать многие детские проблемы, строить коррекционно-развивающую работу по психофизическому развитию дошкольников, учить их осознавать свою личность в рамках деятельности.

Продуктивные виды деятельности в дошкольном учреждении – это лепка, рисование и аппликация. Каждое из них имеет особое значение для различных периодов развития ребенка.

С 3 до 5 лет ведущее значение имеет лепка, она оказывает большое влияние на развитие мелкой мускулатуры рук. Тактильно-зрительное обследование предметов и их лепка способствует развитию сенсомоторных координаций, а лепка с опорой на показ, схему, словесную инструкцию способствует развитию сенсомоторного восприятия и воспроизведения.

Большое значение имеет рисование, при обследовании его объектов ребенок познает в совокупности сенсорные свойства, качества и признаки. Работа по смешиванию красок и получению оттенков цвета оказывает влияние на формирование чувства цвета, способствует расширению спектра различаемых глазом цветов и оттенков. Составление орнаментов с чередующимися элементами обеспечивает развитие концентрации и переключения внимания.

В старшем дошкольном возрасте ведущее значение приобретает живопись, а с 6 лет и графика. Работа акварелью и гуашью, твердым графическим материалом (мел, сангина, уголь, пастель) на доске и на мольберте, способствует развитию умения фиксировать руку в лучезапястном суставе и рисовать, а затем и писать без опоры на запястье.

При декоративном рисовании ( Хохлома, Городецкая роспись, Дымка) рука ребенка, прорисовывая тонкие элементы находившиеся "на весу", последовательно совершенствуется навык работы "от плеча", что помогает подготовить руку к письму. Прорисовка мелких деталей развивает двигательные ощущения, мелкую моторику. Рисуя узор, дети учатся "держать" линию, ограничивать свои движения, а поочерёдное расположение элементов развивает чувство ритма.

В аппликации дети приобретают навыки работы с бумагой, овладевают приемами работы с ножницами разными резами. Дети учатся задумывать и создавать самостоятельно орнаменты, композиции по сказкам. Экспериментируя с различными материалами, дети получают опыт творческой деятельности, познают и воссоздают окружающий мир.

Не случайно в настоящее время широкую известность приобрел метод "изотерапии" в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии. Коррекционная значимость этого метода проявляется в синхронном развитии многих анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический и д.р.), формировании устойчивости зрительного внимания, глазомера, цветовосприятия и координации движений, умения ориентироваться в пространстве. Ребенку предоставляются практически неограниченные возможности для самовыражения и творчества в продуктах деятельности (рисунок, поделки), он тренируется в общении с окружающими, получает позитивный аффект от результата и процесса деятельности.

Наряду с положительным эффектом изодеятельности воспитатель всегда определяет ряд задач коррекционной направленности, которые могут и должны быть использованы на занятиях по продуктивным видам деятельности с детьми, имеющими двигательные нарушения: формирование комплекса сенсомоторных координаций; развитие навыков графических движений, умение осуществлять графические композиции; совершенствование механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения; формирование углубленного восприятия по внешней инструкции; формирование умений и навыков необходимых для любого вида деятельности: планирование работы, выполнение ее в соответствии с образом, осуществление самоконтроля и самооценки;

  • формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (анализ операций, синтеза, сравнения, обобщения, умозаключений и т.д.);
  • формирование социально–коммуникативных и речевых умений;
  • охрана и укрепление соматического и психического здоровья; организация благоприятной социальной среды.

Весь подбираемый материал для занятий с детьми по продуктивным видам деятельности имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, прогулки, экскурсии и т.д.). Мы учим их устраивать ассоциативные связи между различными субъектами и явлениями окружающего мира, формируем предпосылки между различными объектами и явлениями окружающего мира, формирует предпосылки целостного представления о нем. расширяем представления о сфере деятельности человека, о формах живого мира и их измерениях, развиваем способность к пересказу сюжета, темы композиции.

Занятие для ребенка – это большой труд, который требует достаточно длительного статического напряжения (поддержание позы, зрительные нагрузки, длительная концентрация внимания). Как же сделать так, чтобы они не только обучали, но и приносили пользу, как самому ребенку, так и его здоровью?

Педагогу важно правильно подготовить место для занятий, учитывать освещённость и направление света, чистоту, удобство мебели и её соответствие росту детей. Учитывая индивидуальные физические особенности каждого ребёнка, подбирать специальные приспособления для удержания позы, фиксации положения рук и крепления листа. Разнообразный материал для занятий по изобразительной деятельности должен находиться в доступном месте, чтобы ребёнок мог в любой момент легко его достать. При работе с детьми, имеющими нарушения мелкой моторики необходимо предусмотреть наличие специальных насадок и приспособлений, помогающих держать кисть или карандаш. Это важно при формировании правильного хвата.

При подборе темы и содержания занятия воспитатель учитывает оптимальный объём предъявляемого материала, его сложность должна вызывать достаточное интеллектуальное и физическое напряжение при доступности в выполнении. Мотивация детской деятельности должна быть близкой и понятной на каждом возрастном этапе. Чтобы избежать переутомления детей на занятии педагогу важно предусмотреть смену видов детской деятельности – игровая, исследовательская, двигательная и т.д. Для создания более полного образа обследуемого предмета необходимо задействовать все анализаторы ребёнка – слуховой, зрительный, тактильный, вкусовой, обонятельный. Это способствует развитию всех видов восприятия и памяти, формированию мыслительных процессов, обогащению речи и более полному усвоению учебного материала.

Создание доброжелательной, спокойной и творческой атмосферы на занятиях способствует поддержанию интереса детей к изобразительной деятельности. Использование игровых приёмов, упражнений, дидактических игр и соревновательных моментов оказывают благоприятное влияние на организм ребёнка: повышается общий тонус, улучшается моторика, тренируется подвижность центральной нервной системы, снимается напряжение. Для предупреждения негативных проявлений нервной системы дошкольников эффективно использовать аромотерапию (возбуждающие масла для повышения тонуса и расслабляющие для снятия напряжения), музыкотерапию как фон самостоятельной деятельности детей, пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику и упражнения для глаз. Подбор комплексов данных упражнений должен учитывать неврологический и эмоциональный статус детей, индивидуальные сенсорные нарушения. Время проведения в структуре занятия выбирается с учётом последующих действий ребёнка. Например, при гипотонии мышц рук проводятся упражнения и мероприятия на стимуляцию движений, а при спастичности – на расслабление.

На занятиях по изобразительной деятельности с дошкольниками, имеющими двигательные нарушения, воспитатель использует все методы и приёмы обучения известные в современных методиках (Комарова Н.К. , Григорьева Г.В. и др). Но при этом данный процесс имеет некоторое своеобразие и особенности. Двигательные, интеллектуальные, сенсорные и речевые недостатки развития детей требуют от педагога использования пошаговой (этапной) инструкции и разных уровней помощи ребёнку (стимулирующая, организующая, обучающая).

Практика многолетней работы помогла выделить и систематизировать некоторые специальные методы и приёмы работы по обучению изобразительным навыкам дошкольников с двигательными нарушениями: рисование "рука в руке" (педагог берёт руку ребёнка в свою и прорисовывает форму предмета или движение кистью); рисование сухой кистью по контуру изображения и повторение его на чистом листе; рисование различных форм на сыпучих материалах пальцем (песок, манка); обведение контура, выполненного из наждачной или бархатной бумаги пальцем или рукой; рисование крупного предмета на большом листе с переходом на более мелкое изображение на стандартном листе; рисование по точкам.

Для развития образного восприятия, воображения и символической функции можно использовать следующие упражнения: рисование в воздухе и на бумаге под музыку, с закрытыми и открытыми глазами (графическая музыка); кляксография; эксперименты с красками; рисунки на асфальте и стекле; отпечатки и пальчиковая живопись; рисунки воском и стружками; пластилиновая живопись; игры с солёным тестом.

Продуктивность занятий по рисованию, лепке и аппликации во многом зависит не только от психофизических возможностей каждого ребёнка, а от способа преподнесения материала педагогом, эмоционально-творческого настроя на занятие. Этот вид детской деятельности вызывает работу души и сердца всех участников педагогического процесса, помогают осознанию ребёнком своей роли в мире. Оценка результатов деятельности важна не только малышу, но и педагогам и родителям.

Грамотное использование педагогических знаний и здоровьесберегающих технологий в обучении продуктивным видам деятельности дошкольников способствует гармоническому развитию каждого ребёнка и дает высокий оздоровительный эффект. Это подтверждается медицинскими данными и успешностью дальнейшего обучения выпускников учреждения.


Инватур - > Юридическая защита прав инвалидов в России: доступность образования - > Инклюзивное образование


P.S.: Если Вы хотите регулярно получать новости и анонсы событий, происходящих в Н.Новгороде, подпишитесь на Рассылку Subscribe.ru, заполнив форму внизу правой колонки этой странички.


Все инва-сайты в каталоге
www.inva.info

www.AnisNN.ru
Нижний Новгород
с высоты
инвалидной
коляски

Отдых в Джинсах
Парки и 
Пляжи НН
Парки, Пляжи,
WC
Н.Новгорода
С кем отдохнуть?
Знакомства в НН

Брачные агентства
Газеты и Сайты
Н.Новгорода


Radmin - Равные возможности
 
Рассылки Subscribe.Ru
InvaInfoNews
Инва новости
Н.Новгорода

Подписаться письмом






Антон Мариниченко
Webmastering
Антон Мариниченко, Андрей Анисимов

Андрей Анисимов
  Нижний Новгород Online

Инватур о себе и своем городе InvaCity.
Статьи | Это интересно | Полезное | Ссылки

Яндекс.Метрика