На страницах сайта собрана информация по теме Нижний Новгород Инвалид Инвалидность реабилитация инвалидов средства реабилитации в Н.Новгороде лечение обучение трудоустройство инвалидов помощь инвалидам Бесплатные юридические консультации для инвалидов

Логотип НРООИ Инватур Нижегородская Региональная Общественная Организация
культурной, социально-трудовой реабилитации
инвалидов опорников и колясочников

НРООИ "Инватур"
Наш адрес:
603050,
Н. Новгород,
ул. Иванова 15.
Телефон/факс:
(831) 227-01-23
E-mail:
invatur @ sandy.ru
О нас
История
| Новости | Бюллетень | Библиотека | Проекты | Люди | Партнеры | Координаты | Ссылки
| Карта Доступности
 
Яндекс цитирования

 

 
Инклюзивное образование
Говорят педагоги

 


Образование.

Фотомастерская.

К независимой жизни.

Безбарьерка.

Ресурсная комната.

Кино без барьеров

Страничка юриста

Важно!

Экспресс-мониторинг федерального законодательства

Юридическая защита прав инвалидов в России:
доступность образования

Межрегиональный Проект, финансируемый Агентством США по международному развитию (USAID), реализует РООИ "Перспектива" (Москва) совместно с тремя организациями: СООИК "Десница" (Самара), НРООИ "Инватур" (Н.Новгород) и Ухтинской городской организацией Коми республиканской организации ВОИ (Ухта и Сыктывкар (Республика Коми)).



Инклюзивное образование

Говорят педагоги


Говорят педагоги

Психологическая поддержка родителей детей с ДЦП
и методы организации семейного партнёрства
при подготовке к обучению в общеобразовательной школе

Максимова Ирина Валентиновна
Старший воспитатель МОУ
начальной школы – детского сада № 365

 

На современном этапе образование детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, является процессом сложным и неоднозначным как для родителей, так и для педагогов школы. Термин "инклюзивное образование" используется для развития процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В своём выступлении особое внимание хочу уделить положительному опыту и проблемам эффективного взаимодействия с семьёй в процессе включения детей с особыми образовательными потребностями в систему дошкольного, начального и среднего образования.

Коллектив МДОУ 365Муниципальное образовательное учреждение начальная школа – детский сад VI вида № 365 Сормовского района Нижнего Новгорода в течение многих лет занимается проблемой интеграции и инклюзии своих выпускников в систему образовательного пространства района и города. Детский церебральный паралич и другие нарушения опорно-двигательного аппарата ограничивают детей не только в двигательной деятельности, но и в значительной мере задерживают их когнитивное и речевое развитие, часто сопровождающиеся серьёзными сенсорными нарушениями. В связи со сложной структурой дефекта практически у каждого ребёнка, система общего образования не может удовлетворить индивидуальные потребности каждого ребёнка в обучении. За 15 лет существования учреждения 36 выпускников продолжают обучение в общеобразовательных школах, из них 5 человек имеют среднюю степень двигательного нарушения, а остальные - лёгкую.

Этот факт обусловлен отсутствием доступности среды во многих школах (пандусы, индивидуальные приспособления и т.д.), неразвитостью философии "принятия каждого ребёнка и гибкости в подходах к обучению" среди педагогов и учащихся, недостаточной укомплектованностью школ специалистами (психологами, логопедами, инструкторами ЛФК и др.) и неорганизованностью эффективного взаимодействия с родителями детей.

Практически все семьи испытывают огромное желание обучать своих детей с ограниченными возможностями среди здоровых сверстников. Но очень часто, попадая в массовые школы, данная категория детей оказывается вытесненной за рамки образовательного процесса, а их родители пытаются найти компромисс между желанием адаптировать своих детей к социуму – с одной стороны – и необходимостью щадящего режима для тяжело больного ребёнка – с другой. Дети не могут в полной мере усваивать образовательный стандарт, возникают трудности при аттестации по многим предметам, коллектив сверстников часто с непониманием относится к ребёнку с проблемами развития. Это приводит к конфликтным ситуациям в отношениях с педагогами и администрацией школы, переводу детей на домашнее обучение, некачественной реализации индивидуальной программы реабилитации.

Коллектив начальной школы – детского сада твёрдо уверен в том, что начинать процесс "инклюзии" ребёнка с проблемами развития надо с раннего дошкольного возраста, для этого в учреждении созданы интегрированные дошкольные группы. Родители являются главными участниками реабилитационного процесса, поэтому взаимодействие с ними становится приоритетным в работе учреждения. Создание благоприятных условий для коррекции нарушенных функций детей в рамках учреждения часто создаёт у родителей иллюзию законченности реабилитационного процесса. Поэтому важным направлением работы с родителями является обучение их доступным методам развития и коррекции в домашних условиях, закреплению уже полученных умений и навыков. Для этого используются разнообразные формы работы: система домашних заданий, консультации специалистов, открытые просмотры занятий для родителей, журнал для родителей "Мы вместе" и др.

Родители "приучаются" к ежедневным и кропотливым занятиям дома уже с ясельной группы, радуются видимым результатам своей деятельности и осознают необходимость данной работы. 15 -20% выпускников группы ранней диагностики (от 1,5 до 3 лет) ежегодно переходят в общеобразовательные дошкольные учреждения с компенсированными недостатками психофизического развития.

Опираясь на исследования личностных особенностей родителей детей с проблемами развития в современной специальной психологии (Левченко И.Ю., Ткаченко Т.Н. и др.) и результаты собственной диагностики психологи учреждения определили направления психологической поддержки родителей. Нормализация межличностных отношений в семьях, определение адекватного стиля общения с ребёнком, коррекция родительской тревожности и оптимизация их потенциальных педагогических возможностей являются темами психологических тренингов, круглых столов и индивидуальных консультаций, заседаний родительского клуба и открытых занятий с родителями. Одной из важных проблем данной работы является то, что многие мамы и папы не осознают своих проблем, тем самым создают значительные трудности в коррекционной работе с детьми.

Страх и неопределённость будущего ребёнка с ДЦП часто нарастает у родителей к школьному периоду обучения. Неадекватное восприятие проблем своего ребёнка или его потенциальных возможностей обучения приводит к замешательству и конфликтности в период определения учебной программы и школы.

Начальное звено в структуре нашего учреждения позволяет детям безболезненно привыкнуть и адаптироваться к новым требованиям и условиям школы. В возрасте 11 – 12 лет школьники с церебральным параличом имеют больше физических и эмоциональных сил включиться в систему общеобразовательной школы.

Практика работы показала, что почти треть первоклашек после первой четверти переходят на домашнее обучение. Излишне повторять целый ряд причин, которые способствуют этому в стенах школы. Значительно легче этот процесс происходит в пятом классе, особенно если дети переходят не по одному.

Можно ли назвать "инклюзией" переход целого класса (7 человек) в общеобразовательный класс? Важен результат – все ученики успешно закончили 9 класс и половина из них поступили в 10 класс. Сформировавшийся в начальной школе коллектив родителей очень активно проявлял себя и в среднем звене, поддерживал детей и помогал учителям школы в разных направлениях образовательного процесса. Администрация школы создала доступную среду (индивидуальный класс, необходимое оборудование и т.д.), было составлено удобное и щадящее расписание уроков, поощряла разнообразные увлечения ребят. Золотая медаль на юношеских параолимпийских играх в Брюсселе, многочисленные призы на творческих конкурсах – одни их важных побед учителей, детей и их родителей.

Термин "семейного партнёрства", предложенный благотворительным фондом "Поддержка гуманитарных программ" очень точно отражает основную идею данного направления работы учреждения. Выделение партнёрской роли родителей в обучении детей с особыми потребностями открывает большие потенциальные возможности в усвоении программного материала и разносторонней реабилитации.

Воспитание у родителей активной жизненной позиции в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья должно базироваться не только на психолого-педагогической компетенции, но и на юридической грамотности. Эффективную помощь в этом могут оказать и оказывают общественные организации родителей и самих людей с ограниченными возможностями здоровья. В 2006-2007 учебном году в рамках проекта "Социальная адвокатура в действии", проходящего при поддержке Швейцарского Управления по развитию и сотрудничеству (ШУРС) была создана "Школа самоадвоката". В роли самоадвоката выступали сами родители или другие члены семей, воспитывающие детей с нарушениями. Целью проекта являлось вооружение родителей особого ребёнка знаниями для защиты своих прав и прав своего ребёнка. Реализацией проекта в начальной школе – детском саду занималась общественная организация инвалидов-колясочников "Инватур".

Психологи организации смогли сразу заинтересовать родителей разнообразием и необходимостью информации, предложенной в презентации проекта. Вопросы обучения и реабилитации детей, грамотные бесплатные юридические консультации по разъяснению законодательных актов, консультации специалистов различных учреждений помогли родителям научиться отстаивать права ребёнка, быть уверенными в своих силах, быть настойчивыми в достижении своих целей и научились приёмам эффективного сотрудничества с окружающими.

Все занятия проходили в активной форме – семинары, тренинги, кинопоказы, группы взаимной поддержки, консультации. Встречи с преподавателями общеобразовательных школ, техникумов и ВУЗов, ознакомление с уникальным опытом родителей в области инклюзивного образования укрепили надежду и уверенность родителей в успешности каждого ребёнка с особыми потребностями.

Результативность проекта оказалась очень высокой:

    • сформировался определённый круг родителей, готовых активно отстаивать права своих детей на образование;
    • расширился круг правовых интересов родителей, двое смогли трудоустроиться;
    • был выпущен сборник "Защити свои права" на основе общих юридических и рассмотренных проблем;
    • значительно активизировалась совместная родительско-детская деятельность в рамках воспитательной системы учреждения;
    • произошла популяризация опыта работы через общение и СМИ, что привлекло многих родителей детей–инвалидов района и города за консультативной помощью.

 

У данной работы есть ещё одно немаловажное направление – информирование и обучение педагогов школ, которые принимают детей с особыми образовательными потребностями. Множество организационных, правовых и методических проблем было поставлено перед администрацией города и департаментами образования разных уровней. Понимание этих проблем, но, в тоже время, чрезвычайно медленное их решение отнимает надежду на качественное образование у многих детей и их родителей. Поэтому можно с уверенностью говорить, что во многих случаях судьба пребывания ребёнка-инвалида в общеобразовательной школе зависит от взаимоотношений родителя и учителя.

Наиболее сложным аспектом работы является взаимодействие с родителями детей, имеющих интеллектуальные нарушения. Эти родители наиболее многочисленны и активны, но образовательная школа не может дать им полноценного включения в образовательный процесс. Легче оказалось это сделать в специальной коррекционной начальной школе. Организация обучения детей в специальной (коррекционной) школе VI вида, учебный план имеет 2 варианта: для детей с сохранными интеллектуальными способностями и для детей с лёгкой степенью умственной недостаточности.

Педагоги учреждения нашли способ объединения обучающихся: общеобразовательные предметы (русский язык, математика, чтение) проводили по подгруппам в зависимости от уровня интеллектуального развития, а все остальные (ознакомление с окружающим, физкультура, музыка, рисование и т. д.) общей группой детей. Высокий уровень профессионализма педагогов позволяет проводить совместные занятия с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей каждого ученика. Перспективой этого года является включение тьютеров (служба сопровождения) в образовательно-воспитательный процесс и повседневную жизнедеятельность детей, не передвигающихся самостоятельно, для улучшения качества преподавания разных предметов. Предполагаем, что в данном случае не будет проблемы межличностных взаимоотношений детей с родителями, которые ранее исполняли эту роль.

Коллектив педагогов и специалистов учреждения накопил значительный опыт работы с детьми, страдающих церебральным параличом, которым необходимо поделиться с учителями общеобразовательных школ. Особенности организации обучения и воспитания, специальные методы и приёмы, инновационные технологии коррекции нарушенных функций – данные темы стали основой обучающих семинаров, которые планируется провести в новом учебном году.

Интересной формой организации работы с участниками образовательного процесса является ресурсная комната. Проектирование ресурсной комнаты предполагает деятельность детей с разнообразными коррекционно-развивающими пособиями, консультирование родителей, проведение обучающих семинаров для педагогов и другая деятельность, основанная на собранном научно-практическом и методическом материале.

МОУ специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад VI вида № 365 г. Нижний Новгород по своей сути не может являться инклюзивной школой, но работа по включению своих выпускников в образовательное пространство города заставляет педагогов быть активными участниками инклюзии, быть её инициаторами и организаторами. Подготовка родителей к этому процессу является очень важным звеном в дальнейшей цепи обучения ребёнка с особыми образовательными потребностями.


Инватур - > Юридическая защита прав инвалидов в России: доступность образования - > Инклюзивное образование


P.S.: Если Вы хотите регулярно получать новости и анонсы событий, происходящих в Н.Новгороде, подпишитесь на Рассылку Subscribe.ru, заполнив форму внизу правой колонки этой странички.


Все инва-сайты в каталоге
www.inva.info

www.AnisNN.ru
Нижний Новгород
с высоты
инвалидной
коляски

Отдых в Джинсах
Парки и 
Пляжи НН
Парки, Пляжи,
WC
Н.Новгорода
С кем отдохнуть?
Знакомства в НН

Брачные агентства
Газеты и Сайты
Н.Новгорода


Radmin - Равные возможности
 
Рассылки Subscribe.Ru
InvaInfoNews
Инва новости
Н.Новгорода

Подписаться письмом






Антон Мариниченко
Webmastering
Антон Мариниченко, Андрей Анисимов

Андрей Анисимов
  Нижний Новгород Online

Инватур о себе и своем городе InvaCity.
Статьи | Это интересно | Полезное | Ссылки

Яндекс.Метрика