На страницах сайта собрана информация по теме Нижний Новгород Инвалид Инвалидность реабилитация инвалидов средства реабилитации в Н.Новгороде лечение обучение трудоустройство инвалидов помощь инвалидам Бесплатные юридические консультации для инвалидов

Логотип НРООИ Инватур Нижегородская Региональная Общественная Организация
культурной, социально-трудовой реабилитации
инвалидов опорников и колясочников

НРООИ "Инватур"
Наш адрес:
603050,
Н. Новгород,
ул. Иванова 15.
Телефон/факс:
(831) 227-01-23
E-mail:
invatur @ sandy.ru
О нас
История
| Новости | Бюллетень | Библиотека | Проекты | Люди | Партнеры | Координаты | Ссылки
| Карта Доступности
 
Яндекс цитирования

 

 
Инклюзивное образование
Говорят педагоги

 


Образование.

Фотомастерская.

К независимой жизни.

Безбарьерка.

Ресурсная комната.

Кино без барьеров

Страничка юриста

Важно!

Экспресс-мониторинг федерального законодательства

Юридическая защита прав инвалидов в России:
доступность образования

Межрегиональный Проект, финансируемый Агентством США по международному развитию (USAID), реализует РООИ "Перспектива" (Москва) совместно с тремя организациями: СООИК "Десница" (Самара), НРООИ "Инватур" (Н.Новгород) и Ухтинской городской организацией Коми республиканской организации ВОИ (Ухта и Сыктывкар (Республика Коми)).



Инклюзивное образование

Говорят педагоги


Говорят педагоги

Алиса в стране чудес

Каталова Любовь Вячеславовна
(учитель-логопед),
заведующая МДОУ №115 Московского района

 

Социализация - это сложный процесс взаимодействия человека с окружающей социальной средой. Главной целью социализации личности является адаптация человека в социуме, ощущение себя полноценным членом общества.

К сожалению, в нашем обществе часто принято оценивать людей по внешнему виду, существует предвзятое отношение и к уродливому и к красивому тоже. Для человека с ограниченными физическими и психическими возможностями очень важно не стать изгоем общества, чтобы окружающие смогли проявить великодушие, поддержать и принять его в свои ряды.

Начиная с трёхлетнего возраста, важнейшим фактором социализации ребёнка является детский коллектив. У непринятого в детском коллективе ребёнка возникает чувство неуверенности в себе, в своих возможностях, страдает формирование собственного «Я», личности в целом.

Для контакта между людьми огромное значение имеет уровень речевого развития. Поэтому у детей с тяжёлыми нарушениями речи на первое место встаёт проблема развития общения.

Известно, что для нормального психического развития ребёнка необходимо полноценное общение как со взрослыми, так и со сверстниками, поскольку становление внутреннего мира человека неразрывно связано с общением. Потребность ребёнка в общении неврождена, а формируется в процессе взаимодействия с окружающими. И нет сомнения в том, что нормальное развитие речи расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности ребёнка. И это делает особо важным полноценное развитие речи.

В нашем детском саду, среди воспитанников группы с общим недоразвитием речи появилась девочка Алиса, ребёнок с тяжёлой речевой патологией, со сложным дефектом развития. Алиса родилась в Германии и первые три года после рождения жила там с родителями. А в три года бабушка привезла её в Россию и привела к нам в детский сад. Диагноз Алисы – ринолалия, открытая форма (расщелина губы и твёрдого нёба), алалия и тугоухость. Диагноз ПМПК умственная отсталость.

Характеристика из Германского госпиталя звучала как приговор: ребёнок с глубокой степенью тугоухости, все звуки воспринимает в виде бульканья, практически не понимает обращённой к ней речи, замкнута, агрессивна, неконтактна. Окружающие: дети, педагоги, посторонние взрослые не могли найти контакта с девочкой. Дети сторонились, а взрослые первое время  вообще её не понимали.

Однажды в детский сад приехал театр, но, ориентируясь на дефект девочки «все равно ничего не понимает» Алису на спектакли не брали.

Но в тот день, увидя грустные глаза Алисы, я попросила не оставлять её с няней и вместе с ней пошла смотреть сказку «Лиса и волк». Тут-то всё и началось! Какая гамма чувств отразилась в глазах Алисы (надо отметить, именно в глазах, т.к. у девочки полностью амимичное лицо, отсутствует мимика). За этот короткий спектакль она пережила бурю эмоций. Она удивлённо вскрикивала, поворачиваясь ко мне, в её глазах читался вопрос, она очень бурно и эмоционально переживала то, что происходило на экране с героями. Это было открытие для всех нас!  Оказывается,  девочка замкнута и необщительна не в силу своего дефекта, а в силу отношения к её дефекту окружающих.

У обычного ребёнка все эмоции написаны на лице, а эмоции Алисы скрыты внутри. И в силу этого обстоятельства, а так же невозможности речевыми средствами объяснить своё состояние, очень сложно понять чувства и ощущения ребёнка, степень её восприятия окружающего.

Первые шаги Алисы в мир своих сверстников и мир, посторонних ей взрослых людей были очень трудны.

Трудно было не только девочке, трудно было и педагогам, ни у кого из нас не было опыта работы и общения с детьми с такой сложной речевой патологией.

Была ещё одна важная проблема – это взгляды некоторых родителей других детей группы на совместное воспитание их ребёнка и такой необычной девочки. Они считали «что всего можно ожидать от ребёнка на лице, которого нет ни одной эмоции» и беспокоились так же за интеллектуальное и речевое развитие своих детей, тревожась, что дети будут подражать девочке (речь Алисы для постороннего ребёнка звучала как однообразное мычание).

В этой ситуации от педагогов требовалось очень много терпения, такта, создание ситуации взаимопомощи, поддержки, ситуации успеха для каждого ребёнка в группе, доброго отношения, хороших личностных контактов между детьми внутри детского коллектива и создание позитивного настроя родителей. Очень важным фактором формирования общения детей явилось создание тёплого микроклимата в группе. Сама атмосфера детского сада, небольшого и уютного, где дети, знают всех сотрудников, родителей способствовала созданию комфортной и доброй домашней обстановки.

Этому способствовали так же и различные совместные праздники, с выпечкой, приготовленной совместно родителями и детьми дома, круглые столы, гостиные, вечера встреч, соревнования, спортивные праздники, открытые занятия, т.е. жизнь, которая происходила в детском саду была, как на ладошке открыта каждому, и тот кто приходил с добрым сердцем встречал здесь отклик в душах других людей.

Уроки доброты начинались в группе с самого утра. Все, уже пришедшие дети, встречали в раздевалке каждого вновь пришедшего в группу, радовались его приходу, приветствовали его, ни один ребёнок не оставался незамеченным. Алиса тоже очень эмоционально радовалась этим встречам и стала каждое утро приносить из дома новую книжку с картинками или игру, сама, создавая новую ситуацию общения. Постепенно поменялось и отношение родителей к необычной девочке, многие увидели в ней очень интересного и любознательного ребёнка. Алиса сумела расположить к себе многих родителей детей группы; показывала им свои рисунки, поделки, пыталась что-то рассказать, поделиться впечатлениями.

Как правило, и в семьях детей-инвалидов к ним предъявляются заниженные требования, родители проявляют особую заботу, гиперопеку, мешая ребёнку проявить себя, собственную активность и формируя тем в ребёнке чувство неуверенности в себе, несамостоятельности, неполноценности. Замыкаясь на своих сугубо личных проблемах, ребёнок испытывает чрезвычайные трудности в общении. Поэтому одной из задач стала задача воспитания девочки в семье, предоставление ей большей самостоятельности, собственного выбора. Для налаживания контактов Алисы с социальным миром необходимо стало доверие педагогов и близких девочке людей, их постоянное сотрудничество и взаимодействие. Педагоги в беседе с бабушкой Алисы каждый день отмечали успехи или затруднения Алисы, с которыми она сталкивалась в повседневной жизни в группе и на занятиях, как развивались контакты девочки со сверстниками и взрослыми. И вместе с близкими Алисе людьми искали способы и средства, которые помогали развитию, формированию навыков общения у ребёнка. Девочка чувствовала заинтересованность и поддержку взрослых, близких и педагогов, дома с удовольствием рассказывала домашним о том, как прошёл день, в группе, чем занималась вечером  дома. Близкие девочки и мы, педагоги, радовались каждой новой её победе, и стремились к тому, чтобы каждую минуту своей жизни девочка получала порцию новых знаний. Не только в детском саду, но и дома Алиса не устранялась, а наоборот привлекалась ко всем событиям и делам. Ей нравилась вся жизнь, которая была организована в группе и занятия и свободная деятельность. Домой она приносила много впечатлений из детского сада и рассказывала о новых своих открытиях.

Педагоги предъявляли ко всем детям одинаковые требования, не делили детей на сильных и слабых, не выделяли Алису и ни в коей мере не подчёркивали её недостатки.

Решили, что у Алисы должно быть все, как и у других детей, тот же набор привычных для детей орудий труда: кисточки, карандаши, пластилин, краски, фломастеры и многое другое, свой рюкзачок, в котором и хранилось всё это богатство.

В новой девочке все педагоги вскоре почувствовали необычную внутреннюю силу, стремление вырваться и перешагнуть свой недуг, необыкновенную потребность в общении. Воспитатели всеми возможными способами старались сами понять Алисину речь и помочь всем детям группы понимать её. Алиса, с помощью педагогов активно начала заменять речевые средства общения, когда её не понимали невербальными средствами. Она активно пользовалась жестами, искала ответы на заданные вопросы в окружающей её обстановке, на картинках в книжках, чтобы выговорить правильно звук помогала руками вытянуть губы в трубочку (это движение не давалось ей произвольно).

Вскоре помощь педагогов стала минимальной, дети искали сами новые средства общения с Алисой, быстрее взрослых находили с ней общий язык. Им нравилось помогать Алисе, объяснять ей, спрашивать и радовались, понимая друг друга.

В речи Алисы недостатки звуковой стороны заменились глубоким и выразительным интонированием, речь её стала больше понятна для окружающих, активно формировался словарь, который пополнялся как на занятиях, так и в повседневной жизни, фразовая речь.

Девочка стала активно участвовать в общих детских играх на правах равноправного участника и партнера, участвовала в распределении ролей и с удовольствием выполняла взятую на себя роль.

С каждым днём Алиса становилась всё более и более активным членом детского коллектива, педагоги привлекали Алису ко всем делам групп наряду с другими детьми, она старательно дежурила, участвовала в подготовке к занятиям, уборке после занятий, после детских игр и многое другое. Алиса отличалась большой старательностью и аккуратностью, старалась делать всё лучше, ей была очень важна поддержка и положительная оценка со стороны окружающих, что необходимо собственно каждому ребёнку.

Когда в группу пришли новые дети, (группа была разновозрастной и часть детей ушла в школу) Алиса к тому времени стала полноправным членом детского коллектива, приобрела большой опыт общения и взаимодействия со своими сверстниками и на правах старшей, вместе с другими детьми во всём помогала вновь пришедшим ребятишкам.

Она преодолела свою первоначальную стеснительность, неуверенность и робость. Первый  в жизни её праздник,  Новый год, был неудачным, она долго и радостно готовилась к нему и дома и в группе вместе с детьми, но выйдя в зал страшно растерялась от огромного количества глаз, устремлённых на неё, вся сжалась и ушла в себя. Сейчас это уже всё позади. Она выразительно, старательно интонируя, заменяя интонацией, невозможность звучания речи правильно, читает на праздниках стихи. А в детском спектакле «Муха-цокотуха» сыграла маленькую роль со словами.

Сегодня Алисе 7 лет. Значительные успехи достигнуты во всех видах деятельности. Алиса усваивает программу детского сада наряду со своими сверстниками, заниматься очень любит, любит математику, хорошо считает и называет итог счёта, вычитает и прибавляет, сравнивает множества, владеет понятиями больше меньше. Алиса умеет читать и это не просто механическое чтение, она понимает смысл прочитанного, отвечает на вопросы по тексту, так же применяя в труднообъяснимых ситуациях жесты, рисунки. Чтение помогает ей развивать как звуковую сторону речи, почувствовать звук через букву, так и помогает развивать и чувствовать другие стороны языковой способности. Улучшилось состояние общей моторики, (движения стали более слаженными и координированными), стали более точными мелкие движения пальцев рук. Алиса осваивает компьютер. Любит развивающие игры познавательного характера со сложным содержанием. Диагноз умственная отсталость снят.

Конечно, ещё много слов скажут разные специалисты; хирурги, логопеды, дефектологи, неврологи, психологи в развитии девочки и коррекции её дефекта. Как сложится её судьба дальше, с какими трудностями и проблемами придётся встретиться ей и её близким в будущем? Но очень важно кто встретился, и кто ещё встретится на пути ребёнка с особыми образовательными потребностями, кто поможет ему гармонично войти в этот сложный мир, кто сумеет в наше суровое, нелёгкое время открыть чужому ребёнку своё сердце, дать ему поверить в себя в свои силы и найти свою маленькую «страну чудес» как нашла её Алиса.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Немов Р.С. «Психология» Книга 1.М., 1998г.
  2. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.- Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2ч.- Ч.2. Ринолалия. Дизартрия. – 304с.- (Б-ка учителя-дефектолога).
  3. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми под ред. Лисиной М.И.,М.: «Педагогика» - 85г.
  4. Смирнова Е.А. «К проблеме интеллектуально – речевого развития ребёнка в речевом общении». «Наука о дошкольном детстве – традиции и современность». Материалы международной конференции, М.: 2000г.
  5. Ткачёва В.В. «О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии» Дефектология 1998г. №1.

 


Инватур - > Юридическая защита прав инвалидов в России: доступность образования - > Инклюзивное образование


P.S.: Если Вы хотите регулярно получать новости и анонсы событий, происходящих в Н.Новгороде, подпишитесь на Рассылку Subscribe.ru, заполнив форму внизу правой колонки этой странички.


Все инва-сайты в каталоге
www.inva.info

www.AnisNN.ru
Нижний Новгород
с высоты
инвалидной
коляски

Отдых в Джинсах
Парки и 
Пляжи НН
Парки, Пляжи,
WC
Н.Новгорода
С кем отдохнуть?
Знакомства в НН

Брачные агентства
Газеты и Сайты
Н.Новгорода


Radmin - Равные возможности
 
Рассылки Subscribe.Ru
InvaInfoNews
Инва новости
Н.Новгорода

Подписаться письмом






Антон Мариниченко
Webmastering
Антон Мариниченко, Андрей Анисимов

Андрей Анисимов
  Нижний Новгород Online

Инватур о себе и своем городе InvaCity.
Статьи | Это интересно | Полезное | Ссылки

Яндекс.Метрика