На страницах сайта собрана информация по теме Нижний Новгород Инвалид Инвалидность реабилитация инвалидов средства реабилитации в Н.Новгороде лечение обучение трудоустройство инвалидов помощь инвалидам Бесплатные юридические консультации для инвалидов

Логотип НРООИ Инватур

Библиотека
НРООИ "Инватур"

Наш адрес:
603050,
Н. Новгород,
ул. Иванова 15.
Телефон/факс:
(831) 227-01-23
E-mail:
invatur @ sandy.ru
О нас
История
| Новости | Бюллетень | Библиотека | Проекты | Люди | Партнеры | Координаты | Ссылки
| Карта Доступности
 
Яндекс цитирования

 

 

 


Образование.

Фотомастерская.

К независимой жизни.

Безбарьерка.

Ресурсная комната.

Кино без барьеров

Страничка юриста
Справочник борца
Начало.
От авторов
Глава 1.
Установление инвалидности реабилитация инвалидов. Инвалиды с точки зрения закона.
Глава 2.
Права инвалидов в сфере образования.
Глава 3.
Обеспечение трудовых прав инвалидов и работников, имеющих детей-инвалидов.
Глава 4.
Административная и судебная защита нарушенных прав. Административный механизм защиты нарушенных прав.
Мы идём в суд.
Как обратиться в Европейский суд по Правам Человека.
Приложение.
Образцы процессуальных документов, которые могут понадобиться при обращении в суд.
Адреса и телефоны организаций и органов власти, которые могут помочь в защите прав.

 

Глава 2. ПРАВА ИНВАЛИДОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Когда речь заходит о правах людей с инвалидностью, чаще всего говорят о получении пенсий, пособий, компенсаций, лекарственных средств, санаторно-курортного лечения и т.д. При таком одностороннем понимании прав инвалиды являются лишь потребителями определённых материальных благ, гарантированных государством. Не стоит забывать, что человек, имеющий инвалидность, обладает правами и возможностями, реализация которых может способствовать обретению довольно высокой степени его независимости, самостоятельности и интеграции в общество. К таким правам, прежде всего, относится право на образование. От его реализации во многом зависит вся дальнейшая жизнь человека, имеющего инвалидность, к какой бы категории инвалидов он ни относился.

Практика показывает, что вероятность реализации знаний и навыков инвалидами, получившими качественное образование, всё более возрастает. Получившие хорошее образование и имеющие работу инвалиды в меньшей степени нуждаются в государственной поддержке. Они реже испытывают стресс от несовершенства механизмов социальной защиты, поскольку сами могут обеспечить свой личностный и профессиональный рост. Для многих молодых инвалидов образование становится важнейшей предпосылкой последующей трудовой деятельности и развития личности. Для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии образование является основой их дальнейшей социализации и интеграции в общество. В этой статье будут рассмотрены наиболее существенные правовые аспекты получения инвалидами образования, а также некоторые трудности, с которыми могут сталкиваться инвалиды при реализации данного права.

Образование – право для всех?

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Российская Конституция и Закон РФ «Об образовании» запрещают дискриминацию по состоянию здоровья при получении образования, а любые ограничения должны быть прямо установлены в законах Российской Федерации. Эти правила напрямую относятся к гражданам, имеющим инвалидность.1

Важно отметить, что получение общего образования является обязательным. Это значит, что родители (или законные представители) обязаны обеспечить его получение своими детьми. На законодательном уровне государство гарантирует общедоступность обучения, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Таким образом, любой ребёнок должен получать образование с учётом его индивидуальных особенностей (те же принципы заложены и в Конвенции ООН «О правах ребёнка», которая ратифицирована Россией, имея, соответственно, юридическую силу на её территории). Родителям предоставляется право выбирать формы обучения, учебные заведения, защищать законные права и интересы ребенка.

«Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

В зависимости от потребностей и возможностей каждый может получить образование в очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формах, в формах самообразования и экстерната.2

В России существует несколько видов образовательных программ:

1) общеобразовательные программы

  1. дошкольного образования;
  2. начального общего образования;
  3. основного общего образования;
  4. среднего (полного) общего образования;

2) профессиональные программы

  1. начального профессионального образования;
  2. среднего профессионального образования;
  3. высшего профессионального образования;
  4. послевузовского профессионального образования.

Государство обязано создать гражданам, имеющим отклонения в развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Образовательные потребности ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет фиксируются в разделе психолого-педагогическая реабилитация, а лицам старше 14 лет заполняется и раздел профессиональная реабилитация в ИПР.

Дошкольное образование

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».3

Согласно закону, детям-инвалидам дошкольного возраста должны быть предоставлены необходимые реабилитационные меры и созданы условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Если состояние здоровья ребёнка исключает возможность его пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, его направляют в специальное дошкольное учреждение.

«Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий».4 При соблюдении этих условий места в дошкольных образовательных учреждениях предоставляются детям-инвалидам в первоочередном порядке.

Примечание: на наш взгляд, данное положение носит несколько дискриминационный характер, поскольку не следует забывать, что отсутствие условий для коррекционной работы – это не проблема ребенка-инвалида, а проблема государства, которое обязано эти условия создать. Кроме того, данный пункт противоречит приведенной ранее ч.1 ст.18 ФЗ «О социальной защите инвалидов», прямо и недвусмысленно устанавливающей приоритет индивидуальной программы реабилитации при получении образования ребенком-инвалидом. Именно она, а не заключение психолого-медико-педагогической комиссии, находящейся непосредственно в структуре органов образования и действующей лишь на основании инструктивного письма министерства образования РФ,5 является обязательной для исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. Данное мнение подтверждается и сложившейся судебной практикой.

Дошкольным образовательным учреждениям общего типа также рекомендовано создание специальных коррекционных групп для детей со сложными дефектами. Если в детский сад общего типа обратились родители, как минимум, троих детей-инвалидов, то для них рекомендуется создать специальную коррекционную группу. При этом двое из троих детей должны уметь себя обслуживать. Такая коррекционная группа не может быть больше 12 человек, 10 из которых должны себя обслуживать.

При получении ребёнком-инвалидом дошкольного образования важную роль играет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Это консультативный орган, входящий в структуру органов образования. Задача ПМПК – формировать и отслеживать индивидуальный метод развития и обучения ребёнка, находить оптимальные формы обучения, а также учебные заведения. Между родителями и специалистами ПМПК могут происходить конфликты, например в ситуациях, когда мнение ПМПК расходится с позицией родителей ребёнка относительно его образовательных возможностей и потребностей. В этой связи важно помнить, что Конвенция ООН о правах ребенка6, ряд других международно-правовых норм7 и законодательство Российской Федерации8 закрепляют право ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей социальной интеграции. Всеми этими документами ПМПК обязана руководствоваться в своей деятельности, а родители детей-инвалидов вправе ссылаться на них в обращениях в вышестоящие ПМПК или в органы образования. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

Школьное образование

«Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования».

При поступлении детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения не предусмотрено какого-либо особого порядка зачисления, а действуют правила, применяемые по отношению ко всем детям. Единственной юридически обоснованной причиной отказа в приёме ребёнка в общеобразовательное учреждение может стать отсутствие в нём свободных мест. «Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте».9

Государство обязано обеспечить инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

При необходимости образовательные учреждения должны быть оборудованы специальными техническими средствами. Добиться оборудования школы необходимыми ребенку-инвалиду техническими средствами будет проще при наличии правильно составленной ИПР, отражающей рекомендации по обучению ребенка в конкретной школе, а также созданию там необходимых для него условий. Кроме этого, ИПР дает возможность получить дополнительные услуги педагогов, психологов, логопедов и другую консультативную помощь специалистов. Например, в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 2 сентября 2003г. N 262 «О порядке назначения и выплаты субсидии на обучение детей-инвалидов с нарушением слуха» дети, относящиеся к данной категории, имеют право на получение целевой субсидии, предназначенной на оплату занятий по развитию речевого слуха и речевого общения. При обучении в общеобразовательных школах размер субсидии составляет 7200 руб. (предназначена для оплаты 60 академических часов занятий по развитию речевого слуха ежегодно), а для детей, обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях 4800 руб., на оплату 40 академических часов.

Субсидия предоставляется, если индивидуальной программой реабилитации вашему ребенку не противопоказано обучение в учреждении общего образования. Для ее получения родитель (законный представитель), совместно с которым фактически проживает ребенок, обращается с заявлением о назначении субсидии на обучение ребенка-инвалида с нарушением слуха вне специального (коррекционного) государственного или муниципального образовательного учреждения. Заявление пишется на имя руководителя органа управления образованием по месту фактического проживания ребенка-инвалида,

При обращении за назначением субсидии необходимо представить в орган управления образованием паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении ребенка, справку из жилищно-эксплуатационной организации о месте фактического проживания ребенка.

В заявлении о назначении субсидии указываются данные паспорта заявителя (или иного документа, удостоверяющего личность), данные свидетельства о рождении ребенка, фактическое место проживания ребенка, степень родства или иное право гражданина представлять интересы ребенка-инвалида.

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  1. копия справки медико-социальной экспертизы, подтверждающей наличие инвалидности у ребенка;
  2. копия индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида с рекомендациями государственной службы медико-социальной экспертизы на обучение в учреждении общего образования;
  3. справка с фактического места учебы ребенка-инвалида, если он проходит обучение.

Получателем субсидии вы станете после подписания договора об обучении ребенка-инвалида с нарушением слуха, который заключается между родителем (законным представителем) ребенка-инвалида, органом местного самоуправления и выбранным родителем (законным представителем) ребенка-инвалида образовательным учреждением. Договор заключается сроком на один год.

Один экземпляр договора выдается родителю (законному представителю) ребенка-инвалида, а другой хранится в органах управления образованием по месту фактического проживания ребенка-инвалида.

Субсидия предоставляется в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет образовательного учреждения, с которым заключен договор. Субсидия выплачивается при представлении родителем (законным представителем) ребенка-инвалида справки образовательного учреждения, оказывающего образовательные услуги по развитию речевого слуха и речевого общения, которая даётся 2 раза в год с 1 по 15 октября и с 1 по 15 марта.

Перечисление денежных средств прекращается:

– по истечении срока действия договора;

– при досрочном расторжении договора сторонами.

Досрочное расторжение договора возможно, в частности, по следующим причинам:

– по заключению государственной службы медико-социальной экспертизы о неэффективности педагогической реабилитации ребенка-инвалида;

– при наличии рекомендаций на обучение в специальном (коррекционном) государственном или муниципальном образовательном учреждении.

При зачислении и последующем обучении в образовательном учреждении его администрация нередко направляет ребёнка-инвалида для прохождения ПМПК, чтобы определить индивидуальный подход к его обучению. В этом случае важно знать, что ее заключение носит рекомендательный характер. Оно помогает педагогам школы определить его образовательные потребности.

Но, однако, встречаются такие случаи, когда ПМПК фактически становится инструментом для выведения ребёнка на надомное обучение или отчисления из школы. И по сей день встречаются заключения ПМПК, признающие детей-инвалидов необучаемыми. Это не соответствует не только российскому и международному законодательству, но и противоречит политике федеральных органов образования.

Родителям необходимо помнить о своих правах, а также о рекомендательном характере заключения ПМПК для ребёнка-инвалида, получающего образование в общеобразовательной школе.

«Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять Устав образовательного учреждения. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с Уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса».10

Надомное обучение

При невозможности по медицинским показаниям осуществлять обучение ребенка в общеобразовательных учреждениях органы образования и образовательные учреждения обеспечивают обучение детей-инвалидов на дому. Оно может осуществляться только с согласия родителей (или законных представителей). Такое обучение ребёнка может проходить по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для обучения ребёнка на дому является заключение лечебно-профилактического учреждения, подтвержденное индивидуальной программой реабилитации.

Обучение на дому предполагает закрепление ребенка, как правило, за ближайшим к месту жительства общеобразовательным учебным заведением (например, средней школой), педагоги которой и будут проводить занятия, оказывать методическую и консультативную помощь. Эти же педагоги проводят аттестацию по основной общеобразовательной программе или индивидуальному плану. Родители могут дополнительно приглашать преподавателей из других общеобразовательных учреждений. Этот вопрос решается через районное управление образованием.

Дети-инвалиды, обучающиеся на дому, получают от 8 до 12 часов учебной нагрузки в неделю на все учебные дисциплины. Количество часов зависит от возраста ребёнка. Оно составляет примерно 1/3 от нагрузки, получаемой детьми в обычном классе, что зачастую недостаточно для продолжения образования по окончании школы.

Именно поэтому в последнее время нередко стали использоваться смешанные формы обучения детей-инвалидов. Исходя из индивидуальных особенностей ребёнка, часть предметов он изучает в классе вместе с остальными учащимися, а остальные – индивидуально, в том числе и на дому.

Образовательное учреждение «детям-инвалидам, обучающимся на дому:

– предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;

– обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

– осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;

– выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании».

С 1 января 2005 года порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются региональными нормативными актами, поскольку сфера образования и воспитания детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях (в том числе, на дому) финансируется за счёт бюджетов российских регионов.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 16 мая 2006г. N 172 «Об утверждении Положения о порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому по медицинским показаниям и порядке назначения и выплаты компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели» установлен размер компенсации их затрат при получении психолого-педагогических услуг, определенных индивидуальной программой реабилитации, в сумме не более 4900 рублей в год. Право на получение компенсации возникает в случае, если в ИПР ребенка-инвалида, обучающегося на дому, ему рекомендованы коррекционные педагогические услуги, а образовательное учреждение не имеет возможности предоставить специалиста для их реализации. Для получения компенсации родитель (законный представитель), с которым фактически проживает ребенок, обращается с заявлением о назначении компенсации на имя руководителя муниципального органа управления образованием, расположенного по месту фактического проживания ребенка-инвалида.

При обращении за назначением компенсации заявитель представляет в муниципальный орган управления образованием следующие документы:

– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

– свидетельство о рождении ребенка;

– справку из жилищно-эксплуатационной организации о регистрации ребенка-инвалида в жилом помещении.

В заявлении о назначении компенсации указываются данные паспорта родителя (законного представителя) или иного документа, удостоверяющего личность, данные свидетельства о рождении ребенка, фактическое место проживания ребенка-инвалида.

К заявлению о назначении компенсации прилагаются следующие документы:

– копия справки медико-социальной экспертизы, подтверждающей наличие инвалидности у ребенка;

– копия индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида с рекомендациями федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области» о необходимости проведения психолого-педагогической коррекционной работы с ребенком-инвалидом;

– справка из образовательного учреждения, в котором обучается ребенок-инвалид;

– копия документа об образовании специалиста, оказывающего коррекционные психолого-педагогические услуги;

– копия документа, подтверждающего право на осуществление педагогом индивидуальной трудовой педагогической деятельности, зарегистрированной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не назначается и не выплачивается компенсация затрат родителю (законному представителю) ребенка-инвалида при его обучении на дому специальным (коррекционным) образовательным учреждением или общеобразовательной школой, в которых коррекционные психолого-педагогические услуги в соответствии с индивидуальной программой реабилитации финансируются из областного бюджета. Также не оплачиваются и дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и воспитания ребенка-инвалида на дому, сверх установленного размера компенсации.

Коррекционные школы и инклюзивное образование

Дети-инвалиды могут получить образование и в коррекционных школах. В зависимости от специфики работы, связанной с формами инвалидности детей, они подразделяются на 8 видов. Например, специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида создается для обучения и воспитания не слышащих детей, II вида – для обучения и воспитания слабослышащих детей. Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.12

Многие коррекционные образовательные учреждения имеют довольно сильную методическую базу и хорошую техническую оснащенность, что позволяет сделать образовательный процесс в них максимально эффективным. Вместе с тем, поскольку большинство коррекционных школ являются учреждениями интернатного типа, при обучении в них зачастую страдает другое весьма важное право ребенка. Право на воспитание в семье. Кроме того, в процессе обучения в интернате ребенок-инвалид преимущественно общается лишь с себе подобными (детьми-инвалидами), что, так или иначе, сказывается на уровне его социальной адаптации.

Как показывает практика, многие выпускники коррекционных школ сталкиваются с серьезными трудностями в процессе интеграции в общество. Именно по этим причинам в последнее 10-летие многие специалисты, занимающиеся проблемами образования инвалидов, выступают за скорейшее внедрение так называемого инклюзивного образования, то есть образования, включающего ребенка-инвалида в систему общего образования с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. Инклюзия в частности предполагает то, что в ближайшей к месту жительства ребенка-инвалида общеобразовательной школе должны создаваться необходимые условия для получения им качественного образования. В недавно одобренной Генеральной Ассамблеей ООН, но еще не подписанной и не ратифицированной Российской Федерацией, конвенции «О защите и поощрении прав и достоинства инвалидов» по этому поводу, в частности, говорится следующее:

«Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:

а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувств достоинства и самоуважения, и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия;

b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;

с) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества.

При реализации права на образование государства-участники обеспечивают то, чтобы:

а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды – из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;

b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;

c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности;

d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;

e) в максимально способствующей усвоению знаний и социальному развитию сообразно с целью полной охваченности обстановке принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки».

Безусловно, это не означает, что нужно в одночасье закрыть все коррекционные образовательные  учреждения интернатного типа, однако, на наш взгляд, обучение в них детей-инвалидов должно быть скорее исключением, а не правилом, как это происходит в настоящее время. Кроме того, по нашему мнению, должно получить практическую реализацию положение закона «Об образовании», предусматривающее право родителей выбирать форму образования и образовательное учреждение для обучения своего ребенка.

Учитывая активную роль, которую сыграла наша страна при разработке ранее упоминавшейся конвенции ООН, хочется надеяться на ее подписание и скорейшую ратификацию парламентом, а также на то, что содержащиеся в ней обязательства будут действительно выполняться.

Профессиональное образование

Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп имеют право на внеконкурсное поступление в государственные и муниципальные высшие учебные заведения.13 Они принимаются при условии успешного прохождения вступительных испытаний (с любой положительной оценкой, включая оценку «удовлетворительно»). Приём абитуриента, имеющего инвалидность, вне конкурса возможен при условии, если заключением учреждения МСЭ ему не противопоказано обучение в соответствующем высшем учебном заведении. Рекомендации БМСЭ по получению высшего профессионального образования вносятся в ИПР инвалида.

Кроме того, в соответствии с медицинским заключением абитуриенты-инвалиды имеют право на дополнительное время при подготовке к ответу на вступительных экзаменах (но не более 1,5 часов). (о том, как отразится введение единого государственного экзамена на возможности поступления инвалидов в ВУЗы см. в приложение к этой статье)

«Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов».14

На практике встречаются ситуации, когда приемные комиссии высших учебных заведений отказываются принимать документы у инвалидов, ссылаясь на невозможность их обучения в данном ВУЗе. В этом случае рекомендуем в этот же день написать письменную жалобу об отказе в приеме документов на имя председателя приемной комиссии или ректора ВУЗа в прокуратуру города по факту нарушения прав на получение образования человека с инвалидностью. Как и в иных случаях, когда необходима защита своих прав, жалоба пишется в 2-х экземплярах, один из которых передается секретарю или другому уполномоченному лицу приемной комиссии или ректората, а на втором экземпляре, который остается у вас, секретарь обязан поставить входящий номер, дату получения и подпись с расшифровкой.

Дежурный прокурор ведет прием ежедневно во всех городах РФ. Если же рабочий день закончился, можно дать телеграмму с уведомлением о вручении с кратким содержанием жалобы на имя ректора или председателя приемной комиссии и городского прокурора. Как правило, такие действия приносят результат.

Студенты любых вузов имеют право:15

  • выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующим факультетом и кафедрой;
  • участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. (Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве.)
  • осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, а также в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);
  • участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;
  • бесплатно пользоваться в государственных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений высшего учебного заведения;
  • представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения;
  • обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством РФ порядке;
  • получать образование по военной специальности в установленном законодательством РФ порядке;
  • переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.

Студенты государственных, муниципальных высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме и получающие образование за счет средств бюджета, обеспечиваются стипендией, минимальный размер которой составляет 900 рублей.

Согласно п. 14 Положения «О стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся и студентов, обучающихся в государственных образовательных учреждениях профессионального образования Нижегородской области» (утв. Постановлением Правительства Нижегородской области N26 от 8 февраля 2005 г.): «Государственные академические стипендии назначаются учащимся и студентам в зависимости от успехов в учебе и научной деятельности». Студенты, имеющие инвалидность I и II групп, помимо академической могут получать также и социальную стипендию. В пункте 15 того же Постановления указывается, что «государственные социальные стипендии назначаются студентам, нуждающимся в социальной помощи».

Они назначаются в обязательном порядке следующим категориям учащихся и студентов:

  • детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа;
  • признанным в установленном порядке инвалидами I и II групп;
  • пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф;
  • являющимся инвалидами и ветеранами боевых действий, которые представили в образовательные учреждения документы, подтверждающие отнесение их к указанным категориям.

Назначение государственной социальной стипендии осуществляется приказом руководителя образовательного учреждения по представлению стипендиальной комиссии учреждения в пределах средств, предусмотренных на эти цели в стипендиальном фонде. Размер государственной социальной стипендии определяется образовательным учреждением самостоятельно, но не может быть меньше, чем полтора минимального размера государственной академической стипендии, установленного Правительством Нижегородской области для каждой категории обучающихся.

Выплата государственной социальной стипендии производится один раз в месяц.

Выплата приостанавливается при наличии задолженности по результатам экзаменационной сессии и возобновляется после ее ликвидации с момента приостановления выплаты.

Выплата государственной социальной стипендии прекращается в случае:

  • отчисления студента из образовательного учреждения;
  • прекращения действия основания, по которому стипендия была назначена.

Выплата прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором был издан соответствующий приказ руководителя образовательного учреждения. Важно отметить, что в соответствии с п. 48 вышеуказанного Постановления «студенты учреждений среднего и высшего профессионального образования, получающие государственную социальную стипендию, имеют право на получение академической государственной стипендии на общих основаниях».

Студентам очной формы обучения, обучающимся в высших учебных заведениях, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ (см. ст.24 ФЗ n 53 от 28 марта 1998 г. «О всеобщей воинской обязанности и военной службе в ред. от 04 декабря 2007 г.) Студент имеет право на восстановление в высшем учебном заведении в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления. Студент высшего учебного заведения имеет право получать от администрации высшего учебного заведения информацию о положении в сфере занятости населения РФ.

Многие положения, связанные с правами студентов, в том числе, студентов имеющих инвалидность, могут не отражаться в законодательстве. В последнее время они всё чаще устанавливаются уставом вуза, поэтому перед поступлением в полезно внимательно изучить этот документ.

В рамках одной статьи невозможно осветить все правовые аспекты получения инвалидами образования различных уровней. К тому же, в данной сфере имеется довольно много проблем правового и организационного характера. В частности, в нашей стране только начинает складываться система ранней помощи детям с задержкой в развитии, позволяющая своевременно выявлять их образовательные потребности и делать процесс обучения максимально эффективным, большинство школ не приспособлено к нуждам мало мобильных групп населения, в виду чего большинство инвалидов, пользующихся колясками, вынуждены обучаться на дому и т.п. Однако, несмотря на это, человек, имеющий инвалидность, сегодня может получить качественное образование. Очень многое в этом случае зависит от его родителей, от их упорства и настойчивости, а также от усилий самого инвалида. Так или иначе, всегда необходимо помнить, что “дорогу осилит идущий”.

Вопросы и ответы.

Вопрос: Как отразится введение единого государственного экзамена на возможности внеконкурсного поступления инвалидов в ВУЗы?

Ответ юриста: Прежде всего, следует отметить, что данную категорию граждан изменения практически не коснулись. Формулировка ч.3  ст. 16 Закона РФ «Об образовании» осталась неизменной: (см. предыдущую статью).

Отличием от прежнего порядка является то, что теперь будут учитываться результаты единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется приём абитуриентов, а не результаты вступительных испытаний, которые проводит ВУЗ. Однако за некоторыми государственными и муниципальными образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования сохранится право проводить дополнительные вступительные испытания творческой или профессиональной направленности по предметам, по которым не проводилось единого государственного экзамена. Например, это могут быть различные театральные ВУЗы. Перечень этих учебных заведений будет ежегодно утверждаться правительством Российской Федерации.

Таким образом, в некоторых случаях для поступления в ВУЗ или техникум льготникам будет необходимо успешно сдать как единый государственный экзамен, так  и пройти дополнительные вступительные испытания. Перечень дополнительных вступительных испытаний и правила их проведения в государственных и муниципальных высших учебных заведениях объявляются такими высшими учебными заведениями не позднее 1 февраля текущего года.

При введении единого государственного экзамена законодатель установил переходный период до 1 января 2009 года.

Вопрос: Здравствуйте! Меня зовут Сергей, мне 19 лет. Я – инвалид I группы, колясочник.

В этом году я окончил школу и очень хочу поступить на филологический факультет Нижегородского Государственного Университета. Зная о своем праве на внеконкурсное поступление, я обратился в бюро медико-социальной экспертизы за ИПР с соответствующими рекомендациями. Эксперты бюро заявили, что изучат данный вопрос. В этих целях они направили запрос в ВУЗ, выясняя, может ли он создать необходимые для меня специальные условия (помимо того, что я пользуюсь коляской, у меня плохо работают руки.)

Скажите, правомерны ли такие действия экспертов?

Ответ юриста: Признаюсь, я несколько удивлен действиями специалистов учреждения медико-социальной экспертизы, составляющих Вашу индивидуальную программу реабилитации. Пункт 8 Постановления Правительства РФ N805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» предоставляет учреждениям МСЭ право запрашивать у организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности сведения, необходимые для выполнения полномочий, возложенных на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы. Вместе с тем применительно к Вашей ситуации необходимо иметь в виду следующее: статья 19 ФЗ N181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает, что «государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа».

Кроме того, статья 11 вышеуказанного закона также установила, что, будучи комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, ИПР является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что возможность или невозможность ВУЗа предоставить Вам необходимые специальные условия не должна являться как основанием к отказу в предоставлении соответствующих рекомендаций, так и препятствием к получению Вами образования в целом.

Напротив, при наличии заполненной ИПР, в которой будут перечислены все специальные условия, необходимые Вам для получения образования, администрация ВУЗа и органы управления образованием, по закону, будут обязаны создать их. Так что смело идите к поставленной цели и, если потребуется, обжалуйте разные чиновничьи отказы в административном или судебном порядке.

Успехов Вам.


ССЫЛКИ

1 Статья 26 Всеобщей декларации прав человека, 1948 г.

2 Статьи 9 и 10 Закона РФ «Об образовании».

3 Статья 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» с последующими изменениями и дополнениями.

4 Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (с изменениями от 14 февраля 1997 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.), Постановление Правительства Нижегородской области от 3 мая 2006 г. N 152 «Об утверждении Порядка первоочередного предоставления детям отдельных категорий граждан мест в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования»).

5 Письмо Минобразования РФ от 14 июля 2003 г. N 27/2967-6.

6 Конвенция ООН о правах ребенка требует от стран-участников «обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, … таким образом, который приводит к наиболее полному … вовлечению ребенка в социальную жизнь…» (ст. 23, п. 3).

7 Стандартные правила ООН обеспечения равных возможностей людям с инвалидностью: “Инвалиды являются членами общества и имеют право оставаться жить в своих общинах (т.е. по месту жительства). Они должны получать поддержку, в которой они нуждаются, в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг” (Введение, ст. 26), «необходимы активные усилия для обеспечения полного соблюдения прав человека на равной основе и участия инвалидов в жизни общества» (Преамбула);

Принципы ООН Защиты прав лиц с психическими болезнями: “Каждое лицо с психическим заболеванием должно иметь право жить и работать в обществе в наибольшей для него возможной степени” (принцип 3);
Декларация ООН о Правах умственно отсталых лиц: «Во всех случаях, когда это только возможно, умственно отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи или с приемными родителями и участвовать в различных формах жизни общества» (ст. 4).

8 ФЗ «О социальной защите инвалидов» определяет, что «Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения» (ст.18), и что «Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях… Государство обеспечивает инвалидам получение … образования … в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида» (ст.19).

9 Статья 19 закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании».

10 Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании».

Пункт 5 Постановления Правительства РФ от 18.07.1996 N 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» (с изменениями от 1.02.2005).

12 Письмо Минобразования РФ от 4.09.1997 N 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».

13 Статья 19 ФЗ «О социальной защите инвалидов».

14 Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании».

15 ФЗ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».



Инватур - > Библиотека НРООИ "Инватур"


P.S.: Если Вы хотите регулярно получать новости и анонсы событий, происходящих в Н.Новгороде, подпишитесь на Рассылку Subscribe.ru, заполнив форму внизу правой колонки этой странички.


Все инва-сайты в каталоге
www.inva.info

www.AnisNN.ru
Нижний Новгород
с высоты
инвалидной
коляски

Отдых в Джинсах
Парки и 
Пляжи НН
Парки, Пляжи,
WC
Н.Новгорода
С кем отдохнуть?
Знакомства в НН

Брачные агентства
Газеты и Сайты
Н.Новгорода


Radmin - Равные возможности
 
Рассылки Subscribe.Ru
InvaInfoNews
Инва новости
Н.Новгорода

Подписаться письмом






Антон Мариниченко
Webmastering
Антон Мариниченко, Андрей Анисимов

Андрей Анисимов
  Нижний Новгород Online

Инватур о себе и своем городе InvaCity.
Статьи | Это интересно | Полезное | Ссылки

Яндекс.Метрика