На страницах сайта собрана информация по теме Нижний Новгород Инвалид Инвалидность реабилитация инвалидов средства реабилитации в Н.Новгороде лечение обучение трудоустройство инвалидов помощь инвалидам Бесплатные юридические консультации для инвалидов

Логотип НРООИ Инватур

Библиотека
НРООИ "Инватур"

Наш адрес:
603050,
Н. Новгород,
ул. Иванова 15.
Телефон/факс:
(831) 227-01-23
E-mail:
invatur @ sandy.ru
О нас
История
| Новости | Бюллетень | Библиотека | Проекты | Люди | Партнеры | Координаты | Ссылки
| Карта Доступности
 
Яндекс цитирования

 

 

 


Образование.

Фотомастерская.

К независимой жизни.

Безбарьерка.

Ресурсная комната.

Кино без барьеров

Страничка юриста
Справочник борца
Начало.
От авторов
Глава 1.
Установление инвалидности реабилитация инвалидов. Инвалиды с точки зрения закона.
Глава 2.
Права инвалидов в сфере образования.
Глава 3.
Обеспечение трудовых прав инвалидов и работников, имеющих детей-инвалидов.
Глава 4.
Административная и судебная защита нарушенных прав. Административный механизм защиты нарушенных прав.
Мы идём в суд.
Как обратиться в Европейский суд по Правам Человека.
Приложение.
Образцы процессуальных документов, которые могут понадобиться при обращении в суд.
Адреса и телефоны организаций и органов власти, которые могут помочь в защите прав.

 

Глава 1. УСТАНОВЛЕНИЕ ИНВАЛИДНОСТИ. РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ. ИНВАЛИДЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАКОНА

Хотя это и звучит смешно, но, с точки зрения права, инвалидами не становятся с рождения или после болезни. Чтобы получить статус инвалида, человек должен быть признан таковым в установленном законом порядке. Все права и льготы у человека, как у инвалида, возникают только после этого. Вот почему для нас так важно знать все тонкости этого процесса. Итак, поговорим о том, как люди становятся инвалидами с правовой точки зрения.

Но сначала надо сказать, кто такой инвалид и что такое инвалидность с точки зрения закона. В федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» говорится, что инвалид – это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Ограничение жизнедеятельности – это «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью». Проще говоря, понятие «инвалид» включает в себя 3 аспекта: это стойкое нарушение здоровья и ограничение способности общаться, передвигаться, учиться, трудиться, …, а также потребность в мерах социальной поддержки. При определении группы инвалидности учитываются все эти аспекты. И всё-таки, как и кто определяет группу инвалидности? Этим занимаются федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ). Кроме определения группы инвалидности, её причин, сроков, времени наступления, специалисты учреждений МСЭ устанавливают степень ограничения способности к трудовой деятельности, определяют потребности инвалида в различных видах социальной защиты, разрабатывают индивидуальные программы реабилитации инвалида и многое другое.

Человек направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, (поликлиникой, больницей и т.п.) или органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения. Однако до этого в таком учреждении человек должен пройти диагностику, а если необходимо, то и лечение. В направлении должны быть указаны нарушения здоровья. Врачи несут ответственность за те сведения, которые содержатся в направлении. Однако иногда бывает так, что врачи в поликлинике отказываются давать направление на медико-социальную экспертизу. В подобных случаях важно помнить, что существуют и другие пути.

Во-первых, на медико-социальную экспертизу гражданина могут направить орган социальной защиты населения или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, если человек имеет признаки ограничения жизнедеятельности и нуждается в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма. А, во-вторых, в случае отказа учреждения здравоохранения, органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, или органа социальной защиты населения в направлении на медико-социальную экспертизу, лицо (или его законный представитель) имеет право обратиться в бюро медико-социальной экспертизы самостоятельно при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма.

Медико-социальная экспертиза лица проводится по его письменному заявлению, либо по письменному заявлению его законного представителя. К заявлению прилагаются направление учреждения здравоохранения, органа, осуществляющего пенсионное обеспечение или органа социальной защиты населения и медицинские документы, подтверждающие нарушение его здоровья. В проведении экспертизы участвуют несколько специалистов. Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается специалистами коллегиально. Надо сказать, что раньше при определении группы инвалидности учитывали лишь нарушение здоровья и ограничение способности к труду. Сейчас при определении группы инвалидности пользуются классификациями ограничений по степени их выраженности  (ограничение способности к самостоятельному передвижению, самообслуживанию, обучению, трудовой деятельности, общению, ориентации и контролю своего поведения). Например, оценивая способность к общению, выделяют 3 степени: 1-я степень – способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объёма усвоения, получения и передачи информации; 2-ая степень – способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц; 3-я степень – неспособность к общению.

При определении группы инвалидности учитывается степень выраженности данных ограничений. Например, для установления 1 группы человек должен быть не способен либо общаться, либо передвигаться самостоятельно, либо трудиться и т.п. Так что для установления I группы инвалидности необходимо, чтобы ваши способности в одной из вышеперечисленных сфер были очень сильно ограничены.

С мая 2004 г. обязательной составляющей справки об инвалидности, выдаваемой гражданину, стало указание степени ограничения способности к трудовой деятельности (ОСТД). Её введение несколько снизило значение группы инвалидности, так как пенсия инвалида и размеры его ежемесячной денежной выплаты, заменившей многие льготы, теперь от неё не зависит. В отличие от групп инвалидности, степени ОСТД устанавливаются в обратном порядке: первая степень – наиболее лёгкая (самый низкий размер пенсии по инвалидности), а 3 степень – соответственно, самая тяжёлая, означающая полную нетрудоспособность гражданина или противопоказанность ему трудовой деятельности.

Итак, решение об установлении инвалидности принято. Датой установления инвалидности считается день поступления в учреждение заявления о признании лица инвалидом с прилагаемыми к нему документами. Инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III группы – на 1 год.

Группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет устанавливаются:

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину организацией, оказывающей ему лечебно-профилактическую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу органом, осуществляющим пенсионное обеспечение граждан либо органом социальной защиты населения содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных мероприятий.

В случае признания лица инвалидом специалистами учреждения, проводившего медико-социальную экспертизу, для него разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (ИПР). Она утверждается руководителем учреждения МСЭ. ИПР включает отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей к выполнению определенных видов деятельности. Поскольку с каждым годом значение ИПР в жизни инвалида всё более возрастает, мы решили посвятить этой теме отдельную статью.

Гражданину, признанному инвалидом, выдаётся справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности, либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации. Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (Главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.

Переосвидетельствование инвалида осуществляется по тем же правилам и может проводиться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

Гражданин или его законный представитель в случае несогласия с решением бюро медико-социальной экспертизы может обжаловать его на основании письменного заявления, подаваемого в учреждение, проводящее освидетельствование, или в Главное бюро медико-социальной экспертизы.

Бюро медико-социальной экспертизы, проводившее освидетельствование, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет это заявление со всеми имеющимися документами в Главное Бюро медико-социальной экспертизы. Главное Бюро медико-социальной экспертизы в течение месяца со дня поступления документов проводит медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит свое решение. Решение Главного бюро аналогичным образом может быть обжаловано в Федеральном бюро медико-социальной экспертизы, находящемся в Москве.

В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов Главного бюро.

Решения бюро, Главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Закон не требует от граждан обязательного прохождения всех звеньев системы медико-социальной экспертизы. Обращение в суд может иметь место на любом этапе, т.е. оно возможно как после отказа в установлении инвалидности в Бюро медико-социальной экспертизы, так и после обжалования этого решения в Главном и Федеральном бюро.

Приложение
к Правилам признания лица инвалидом
(в редакции постановления Правительства Российской Федерации
от 7 апреля 2008 г. N 247)

Перечень
заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) устанавливается гражданам не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид")

1. Злокачественные новообразования (с метастазами и рецидивами после радикального лечения; метастазы без выявленного первичного очага при неэффективности лечения; тяжелое общее состояние после паллиативного лечения, инкурабельность заболевания с выраженными явлениями интоксикации, кахексии и распадом опухоли).

2. Злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей с выраженными явлениями интоксикации и тяжелым общим состоянием.

3. Неоперабельные доброкачественные новообразования головного и спинного мозга со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций (выраженные гемипарезы, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы, гемиплегии, параплегии, триплегии, тетраплегии) и выраженными ликвородинамическими нарушениями.

4. Отсутствие гортани после ее оперативного удаления.

5. Врожденное и приобретенное слабоумие (выраженная деменция, умственная отсталость тяжелая, умственная отсталость глубокая).

6. Болезни нервной системы с хроническим прогрессирующим течением, со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций (выраженные гемипарезы, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы, гемиплегии, параплегии, триплегии, тетраплегии, атаксия, тотальная афазия).

7. Наследственные прогрессирующие нервно-мышечные заболевания (псевдогипертрофическая миодистрофия Дюшенна, спинальная амиотрофия Верднига-Гоффмана), прогрессирующие нервно-мышечные заболевания с нарушением бульбарных функций, атрофией мышц, нарушением двигательных функций и (или) нарушением бульбарных функций.

8. Тяжелые формы нейродегенеративных заболеваний головного мозга (паркинсонизм плюс).

9. Полная слепота на оба глаза при неэффективности проводимого лечения; снижение остроты зрения на оба глаза и в лучше видящем глазу до 0,03 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения обоих глаз до 10 градусов в результате стойких и необратимых изменений.

10. Полная слепоглухота.

11. Врожденная глухота при невозможности слухоэндопротезирования (кохлеарная имплантация).

12. Болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением с тяжелыми осложнениями со стороны центральной нервной системы (со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций), мышцы сердца (сопровождающиеся недостаточностью кровообращения IIБ-III степени и коронарной недостаточностью III-IV функционального класса), почек (хроническая почечная недостаточность IIБ-III стадии).

13. Ишемическая болезнь сердца с коронарной недостаточностью III-IV функционального класса стенокардии и стойким нарушением кровообращения IIБ-III степени.

14. Болезни органов дыхания с прогредиентным течением, сопровождающиеся стойкой дыхательной недостаточностью II-III степени, в сочетании с недостаточностью кровообращения IIБ-III степени.

15. Цирроз печени с гепатоспленомегалией и портальной гипертензией III степени.

16. Неустранимые каловые свищи, стомы.

17. Резко выраженная контрактура или анкилоз крупных суставов верхних и нижних конечностей в функционально невыгодном положении (при невозможности эндопротезирования).

18. Терминальная стадия хронической почечной недостаточности.

19. Неустранимые мочевые свищи, стомы.

20. Врожденные аномалии развития костно-мышечной системы с выраженными стойкими нарушениями функции опоры и передвижения при невозможности корригирования.

21. Последствия травматического повреждения головного (спинного) мозга со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций (выраженные гемипарезы, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы, гемиплегии, параплегии, триплегии, тетраплегии, атаксия, тотальная афазия) и тяжелым расстройством функции тазовых органов.

22. Дефекты верхней конечности: ампутация области плечевого сустава, экзартикуляция плеча, культи плеча, предплечья, отсутствие кисти, отсутствие всех фаланг четырех пальцев кисти, исключая первый, отсутствие трех пальцев кисти, включая первый.

23. Дефекты и деформации нижней конечности: ампутация области тазобедренного сустава, экзартикуляция бедра, культи бедра, голени, отсутствие стопы.

Индивидуальная программа реабилитации:
ее роль и значение в жизни инвалида

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР), наряду с паспортом, является важным документом, устанавливающим и защищающим его права. Без ИПР по действующему законодательству инвалиды не могут получить качественное образование, работу, реабилитационные услуги и технические средства реабилитации.

Для начала определимся с понятием «реабилитация». Реабилитация инвалида – это система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Цели реабилитации – восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости, его социальная адаптация. Обратите внимание на то, что, по законодательству, реабилитация инвалида не ограничивается только лишь его лечением. Это довольно широкое понятие. Она включает в себя медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию человека.

Нередко нарушения прав инвалидов происходят из-за того, что государственные органы и должностные лица воспринимают инвалидов исключительно лишь с медицинской точки зрения.

Начиная разговор об ИПР, мы не случайно обращаем ваше внимание на медицинскую модель инвалидности. Такой подход (традиционный или медицинский) фокусирует внимание людей исключительно на болезни человека, его физической или психической неполноценности, постоянной нуждаемости в лечении и опеке. При медицинском подходе инвалид не воспринимается как самостоятельная личность и полноценный член общества. Такое отношение к инвалидности в обществе и среди самих инвалидов приводит к их частичной или полной изоляции.

При социальном подходе проблема инвалидности рассматривается более широко. Его сторонники предлагают не ограничиваться медицинскими показаниями и противопоказаниями, ведь человеку помимо лечения необходимы навыки самостоятельной жизни и самообслуживания, образование и работа, бытовой и психологический комфорт. Социальный подход заставляет государство и общество обратить внимание на существующее вокруг множество физических и психологических барьеров, мешающих инвалидам жить наравне со всеми. Физические барьеры – это отсутствие доступной архитектуры, различных технических и вспомогательных средств, обучающих методик и компетентных специалистов, работающих с инвалидами и детьми-инвалидами. Психологические барьеры – это неумение общаться на равных и воспринимать окружающих такими, какие они есть. Важно отметить, что психологические барьеры характерны как для инвалидов, так и для людей без инвалидности. По этой причине возникают взаимные комплексы, чувство вины, жалость, равнодушие, зависть, ненависть и другие деструктивные человеческие эмоции.

Сторонники социального подхода к инвалидности считают, что ликвидация физических и психологических барьеров способствует равному доступу инвалидов во все сферы жизни, не ограничиваясь медицинскими учреждениями. Ликвидация психологических барьеров может привести к тому, что человек с инвалидностью перестанет чувствовать себя ущемленным, отверженным другими людьми. В этих условиях психологическая несовместимость инвалидов и остальной части общества будет проявляться в гораздо меньшей степени.

Для достижения физического и психологического комфорта инвалидам необходимы реабилитационные средства и услуги, многие из которых предоставляются государством бесплатно благодаря ИПР.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида – это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление и компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Попробуем расшифровать данное определение. ИПР – это, своего рода, договор на оказание реабилитационных услуг и предоставление средств реабилитации, который заключается между государством и гражданином, имеющим инвалидность. Слово «индивидуальная» характеризует ИПР как документ, учитывающий особенности и потребности конкретного инвалида. Основным законодательным актом, регулирующим права инвалидов в процессе составления ИПР, является Федеральный Закон №181 «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» от 24 ноября 1995 года. Помимо статей 9 и 11 данного закона, ИПР также упоминается в статьях 8 (Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы), 18 (Воспитание и обучение детей-инвалидов), 19 (Образование инвалидов), 23 (Условия труда инвалидов) и 32 (Ответственность за нарушение прав инвалидов).

Закон указывает, что ИПР разрабатывается федеральными учреждениями МСЭ. Основные права инвалидов на образование, создание необходимых условий труда, санаторно-курортное лечение, а также права детей-инвалидов на воспитание и обучение обеспечиваются в соответствии с ИПР. Но сам закон не определил форму ИПР, порядок и условия ее разработки, реализации и финансирования.

Эти моменты отражены в подзаконных актах:

  • Приказ министерства здравоохранения и социального развития от 29 ноября 2004 г. № 287 «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».
  • «Правила признания лица инвалидом», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95.
  • Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду».
  • Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 N 877 «О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями и др.» (действует до 01.10.2008).

Как уже отмечалось, обязанности по разработке и составлению ИПР возлагаются на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы. ИПР составляется автоматически после признания гражданина инвалидом. После очередного переосвидетельствования инвалиду выдается новая реабилитационная карта. Это происходит в рамках общего срока переосвидетельствования, который составляет 1 месяц. Срок действия ИПР, как правило, составляет 1 год. По истечении года специалисты МСЭ изучают произошедшие изменения (позитивные или негативные) и разрабатывает новую ИПР.

Если учреждение МСЭ не разработало индивидуальную программу по собственной инициативе, Вы вправе написать заявление в районное бюро МСЭ с просьбой о разработке ИПР. В заявлении лучше указать индивидуальные потребности инвалида. Для этого необходимо предварительно ознакомиться с Федеральным Перечнем реабилитационных услуг и средств реабилитации, предоставляемых инвалидам бесплатно. Перечень вы можете найти среди нормативных документов в данном справочнике.

Предлагаем пример заявления, учитывающего особенности конкретного человека.

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ

В бюро медико-социальной экспертизы ________________________ района

От________________ инвалида ____   группы,

(Ф.И.О. полностью)

проживающего по адресу: _________________

(индекс и адрес без сокращений)

телефон: ___________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу разработать для меня индивидуальную программу реабилитации с обязательным присутствием в ней следующих рекомендаций, мероприятий, средств и услуг реабилитации:

Медицинская реабилитация:

  • постановка меня на диспансерный учет, проведение амбулаторного обследования (виды, методы и периодичность амбулаторного обследования);
  • стационарное лечение (профиль стационара и периодичность лечения в нем);
  • медикаментозное обеспечение (типы препаратов и периодичность приема);
  • санаторно-курортное лечение (профиль и периодичность лечения);
  • технические средства медицинской реабилитации (протезы, шприцы, бандажи, емкостные приемники и другие аналогичные средства, их количество и периодичность применения);
  • нуждаемость в периодическом лечении в специализированном медицинском реабилитационном центре (его профиль и периодичность пребывания в нем) и так далее.

Профессионально-трудовая реабилитация:

  • необходимость и возможность дошкольного воспитания;
  • необходимость и возможность общего образования;
  • необходимость и возможность профессионального образования (ПТУ, среднетехническое учебное заведение, высшая школа, аспирантура);
  • виды трудовой деятельности, включая надомный труд;
  • объем и продолжительность работы;
  • необходимость и возможность создания специального рабочего места, специальных условий труда и так далее.

Социально-бытовая реабилитация:

  • нуждаемость в улучшении жилищных условий (этажность, благоустроенность жилья, в том числе дополнительная жилая площадь, согласно Перечню заболеваний, утвержденному Правительством России);
  • нуждаемость и медицинские показания к использованию комнатной и/или прогулочной кресла-коляски, специального автотранспорта;
  • безбарьерный дизайн подъезда дома до лифта и квартиры по месту жительства, перила на крыльце дома, пандус;
  • вспомогательные технические средства в квартире (поручни в туалетной и ванной комнатах, коридоре и т.п., подъемник для пользования ванной, дистанционное запорно-переговорное устройство входной двери квартиры и другое);
  • нуждаемость в использовании телефонной связи, и т.д.

Дата ________________ Подпись _________________

На втором экземпляре, остающемся у инвалида, должна быть дополнительная строка со следующими реквизитами:

Документы для разработки ИПР получены в МСЭ:
____________ ____________ ______________
(дата, должность, подпись специалиста)

В заявлении необходимо указать те мероприятия, средства и услуги во всех трех видах реабилитации (медицинской, профессиональной и социальной), которые необходимы инвалиду для обеспечения равных с другими гражданами возможностей.

Один экземпляр заявления вместе с направлением врача необходимо передать в бюро МСЭ. Второй экземпляр остается у инвалида или его представителя. При этом необходимо добиться подписи второго экземпляра, т.е. регистратор должен сделать отметку о принятии документов с указанием даты и своей должности и оставить подпись. Зная, что заявление зарегистрировано, при необходимости, вы сможете проконтролировать правильность разработки ИПР и сроки ее составления.

За разработкой ИПР можно обращаться независимо от срока переосвидетельствования (даже если инвалидность установлена бессрочно, без указания срока переосвидетельствования). В этом случае ИПР составляется без проведения переосвидетельствования с целью установления инвалиду степени ограничения способности к трудовой деятельности, поскольку правовые основания для этого отсутствуют. Иная трактовка положений законодательства, которой придерживаются учреждения медико-социальной экспертизы в некоторых субъектах РФ, на наш взгляд, грубо нарушает конституционные права инвалидов, так как закон обратной силы не имеет. Исходя из этого принципа, потребность инвалида, имеющего бессрочную группу инвалидности, в технических средствах реабилитации или иных реабилитационных услугах не должна приводить к уменьшению размеров его социальных выплат.

Формирование индивидуальной программы реабилитации достаточно сильно зависит от субъективных факторов, к которым, прежде всего, нужно отнести неоднозначность оценок критериев инвалидности и то, что многие спорные вопросы по трактовке потребностей инвалида в тех или иных реабилитационных услугах и средствах реабилитации в законодательстве не урегулированы. Почти всё отнесено к компетенции специалистов учреждений медико-социальной экспертизы. Разный уровень их квалификации и отношения к схожим проблемам создают возможность возникновения различных практических ситуаций, в том числе и негативных для инвалида. В таких случаях настойчивость и высокая правовая грамотность инвалида или его законного представителя являются очень важными факторами, позволяющими добиться желаемого результата, а именно того, чтобы ИПР была полноценно сформирована и стала эффективным инструментом во всём дальнейшем реабилитационном процессе. К сожалению, большинство людей с инвалидностью пассивно относятся к своей роли при формировании индивидуальной программы реабилитации и чаще всего по истечении месячного срока они получают уже готовый документ, в котором мало учтены их реальные потребности и желания. Чтобы избежать споров в вышестоящих инстанциях или в суде по поводу результата в виде неудовлетворяющей вас ИПР, мы рекомендуем активно включиться в этот процесс ещё на стадии формирования реабилитационных мероприятий и услуг. Прежде всего, нужно четко обозначить перед специалистами учреждения медико-социальной экспертизы те реабилитационные услуги и технические средства, которые вам необходимы. Попросите, чтобы к процессу формирования разделов по социальной и профессиональной реабилитации были привлечены специалисты из профильных учреждений, которые в дальнейшем и займутся реализацией записанных в ИПР мероприятий (территориального органа социальной защиты населения и федеральной государственной службы занятости населения). В отдельных случаях, возможно, понадобятся письменные заключения независимых экспертов по тем или иным спорным вопросам. Специалисты учреждений медико-социальной экспертизы не обязаны их учитывать, но вполне вероятно примут их во внимание, так как в противном случае они будут вынуждены спорить не только с самим инвалидом (или его законным представителем), но и с другими специалистами в сфере реабилитации инвалидов.

При оформлении ИПР наиболее распространенными являются следующие нарушения и психологические уловки:

  • Нарушение порядка приема заявлений. Инвалидам и их представителям отказывают в регистрации заявления на разработку ИПР. Заявление принимается учреждением МСЭ, но на втором экземпляре не ставится дата приема заявления, фамилия и должность регистратора.
  •  Отправка ИПР по почте: учреждения МСЭ разрабатывают ИПР без участия инвалида и высылают ее письмом. В этом случае ИПР недействительна, так как не подписана человеком, для которого она разработана.
  • «Мы – сами себе эксперты!» Ограничивается участие инвалидов и их представителей в формировании ИПР. Учреждение МСЭ устанавливает инвалидность и предлагает явиться за готовой ИПР в определенный день. При этом встречаются отказы в приеме заключений независимых экспертов и других документов, подтверждающих нуждаемость человека в услугах или средствах реабилитации. Также довольно распространена практика спешного составления ИПР. В данной ситуации ИПР зачастую превращается в формальность. Ее заполнение происходит в самый последний момент; интересы инвалидов и их представителей не учитываются, а сами они ожидают в коридоре.
  • «Вам это положено, но не нужно!» Инвалидам и их представителям отказывают в получении рекомендаций по услугам и средствам реабилитации, которые включены в Федеральный Перечень и положены им по закону.
  • Пустая ИПР. В этом случае чаще всего заполняется раздел «Медицинская реабилитация». Остальные разделы остаются пустыми и перечеркиваются огромной буквой «Z».
  • Некомпетентное заполнение ИПР. Вследствие недостаточной информированности специалистов или чрезмерной заботы о состоянии здоровья человека, в ИПР вносятся записи, не соответствующие его потребностям и особенностям. Чаще всего это касается рекомендаций к труду, на получение образования, услуг психологов, реабилитологов и т.д., а также на прохождение санаторно-курортного лечения. В ряде случаев подобное поведение специалистов учреждений МСЭ может быть связано также с установкой вышестоящего руководства на экономию государственных средств, с вымогательством взяток и т.п.

Чтобы предотвратить возможные злоупотребления со стороны специалистов учреждений МСЭ, оформляющих ИПР, ниже мы приводим некоторые важные правила поведения, которые предлагаем использовать как алгоритм.

    • Правильно оформить заявление в районное бюро МСЭ с указанием услуг и технических средств, в которых нуждается заявитель. Заявление подается в двух экземплярах.
    • Добиться правильной регистрации заявления. При этом на втором экземпляре, который остается у заявителя, должна стоять подпись регистратора, его должность и дата регистрации.
    • В случае отказа в регистрации, а также при желании инвалида сделать эту процедуру максимально простой и надежной, заявление нужно послать по почте (заказным письмом с уведомлением и описью вложения). Квитанция, полученная заявителем, будет являться доказательством принятия заявления.
    • В случае получения ИПР почтой и при несогласии с ее содержанием рекомендуем нанести личный визит в бюро МСЭ. Почтовое отправление не подтверждает факт составления ИПР. Даже если ИПР будет направлена инвалиду письмом с уведомлением, это доказывает лишь факт получения ИПР, а не ваше согласие с ее содержанием. Такой документ будет являться недействительным из-за отсутствия подписи инвалида или его представителя, т.е. не составленным. Это означает, что при разговоре со специалистами МСЭ можно сослаться на нарушение сроков ее составления. Необходимо убедить специалистов учреждения МСЭ соблюсти процедуры составления ИПР надлежащим образом. В противном случае вступает в действие механизм обжалования действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, о чем мы расскажем ниже. Если же инвалид или его представитель согласен с содержанием ИПР, полученной по почте, ему необходимо подписать документ. Подпись необходимо поставить и на экземпляре, оставшемся в МСЭ. Только после этого ИПР считается правильно составленной и подлежащей исполнению государственными органами.
    • Для подтверждения необходимости внесения в ИПР различных реабилитационных услуг и средств реабилитации использовать заключения независимых специалистов. Для этого необходимо заранее получить от них соответствующие письменные заключения с рекомендациями. Документы должны содержать информацию о квалификации эксперта, его опыте работы с данным человеком и выводы. Копии заключений и рекомендации привлеченных экспертов прилагаются к заявлению о разработке ИПР. В случае несогласия с содержанием ИПР необходимо письменно выразить свое мнение по поводу целого документа или отдельных его частей. Для этого в конце ИПР нужно указать соответствующие разделы, пункты и причины несогласия. Только после этого инвалиду или его представителю следует подписать документ. В зависимости от мнения инвалида, его подпись может означать согласие или несогласие с ИПР. Но эта подпись необходима в любом случае, так как ее отсутствие означает отказ инвалида от составления ИПР. Подобный отказ снимает с государственных органов ответственность за несоставление и неисполнение ИПР.
    • Использовать право на обжалование решения МСЭ. Если не все ваши реабилитационные потребности были учтены или есть несогласие с некоторыми рекомендациями ИПР, инвалид может обратиться в главное бюро МСЭ по региону. К заявлению прилагается копия ИПР, составленная нижестоящим учреждением МСЭ. На основании обследования и контактов с инвалидом (его представителем) Главное бюро МСЭ выносит свое заключение по спорным вопросам, либо проводит переосвидетельствование в полном объеме. В последнем случае существует потенциальная возможность поворота к худшему, то есть пересмотр группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности. Если же претензии признаются обоснованными, то формируется новая ИПР с рекомендациями, которые не были вписаны нижестоящем учреждением МСЭ. Новая ИПР подписывается председателем экспертной комиссии и заверяется печатью региональной МСЭ.
    • Использовать право на обжалование решения главного бюро МСЭ региона в Федеральном бюро медико-социальной экспертизы. Федеральное бюро располагается в Москве и является последней несудебной инстанцией для обжалования действий нижестоящих служб МСЭ.
    • Использовать право на обращение в суд для обжалования решений учреждений МСЭ любого уровня. Порядок судебного обжалования будет достаточно подробно раскрыт в данном пособии.

Теперь представим, что ИПР уже разработана, подписана руководителем экспертного учреждения и инвалидом (его законным представителем). Как она выглядит? Из каких разделов состоит? Постараемся изобразить это схематично и в упрощенном варианте.

Карту ИПР можно разделить на несколько частей.

  • Общие сведения (характеристика инвалида, возраст, место жительства, ограничения к жизнедеятельности, группа инвалидности и т.д.)
  • Программа медицинской реабилитации (различное лечение, включая санаторно-курортное, предоставление технических средств медицинской реабилитации (протезы, ортезы и т.д.)).
  • Программа профессиональной реабилитации (для лиц в возрасте 14 лет и старше), которая включает в себя рекомендации о противопоказанных и доступных видах и условиях труда, профессиональной ориентации, профессиональном обучении. Этот раздел может предусматривать содействие в трудоустройстве, технические средства реабилитации для профессионального обучения или труда.
  • Программа социальной реабилитации включает в себя информирование и консультирование по вопросам реабилитации; оказание юридической помощи; социально-психологический и социально-культурный патронаж семьи, имеющей инвалида; адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности; технические средства реабилитации для бытовой и общественной деятельности; социокультурная реабилитация; реабилитация средствами физической культуры и спорта.
  • Программа психолого-педагогической реабилитации (для детей в возрасте до 18 лет) включает в себя получение школьного воспитания и обучения; получение общего образования; психолого-педагогическую коррекционную работу; технические средства реабилитации для обучения; социально-педагогический патронаж семьи, имеющей ребенка-инвалида.
  • Заключение о выполнении ИПР.

Заключение о выполнении индивидуальной программы реабилитации заполняется по окончании срока ее действия.

Форма заключения выглядит следующим образом:

Оценка результатов медицинской реабилитации (нужное подчеркнуть):

    • достигнута компенсация утраченных функций (полная, частичная);
    • восстановлены нарушенные функции (полностью, частично);
    • положительные результаты отсутствуют.

Оценка результатов профессиональной реабилитации (нужное подчеркнуть):

    • получена новая профессия;
    • повышена квалификация;
    • повышен уровень общего (профессионального) образования;
    • подобрано подходящее рабочее место;
    • создано специальное рабочее место;
    • обеспечена занятость (полная, неполная);
    • положительные результаты отсутствуют.

Оценка результатов социальной реабилитации (нужное подчеркнуть):

    • достигнута способность к самообслуживанию (полная, частичная);
    • достигнута возможность самостоятельного проживания;
    • обеспечена интеграция в семью и общество;
    • положительные результаты отсутствуют.

Оценка результатов психолого-педагогической реабилитации (нужное подчеркнуть):

    • восстановлена (компенсирована) мотивация к обучению;
    • восстановлена (компенсирована) функция общения и контроля своего поведения;
    • восстановлена (компенсирована) мотивация к игровой (трудовой) деятельности;
    • реализована возможность получения начального, среднего, высшего профессионального образования, получения профессии;
    • положительные результаты отсутствуют.
    • ___________________________________________________
      (вносятся дополнительные сведения о результатах осуществленных реабилитационных мероприятий)

Дата вынесения заключения: «_____»____________200__ г.

Руководитель федерального учреждения

медико-социальной экспертизы _______ / _______________

(подпись) (расшифровка подписи)

Место для печати.

 

В завершение скажем несколько слов об исполнении ИПР.

Главная особенность, обеспечивающая реализацию индивидуальной программы реабилитации, заключается в том, что каждое мероприятие, предусмотренное ею, должно иметь своего исполнителя, который указывается в соответствующей графе. Им является та или иная организация или учреждение, оказывающее соответствующие услуги. Незаполнение графы «исполнитель» означает, что ваша ИПР составлена с нарушением, а мероприятие, предусмотренное программой, по этой причине может остаться нереализованным. ИПР является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Споры, касающиеся реализации ИПР, рассматриваются в судебном порядке. В свою очередь для самого инвалида ИПР имеет только рекомендательный характер. Он вправе отказаться от того или иного вида, формы или объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации, однако, если предусмотренное в ИПР техническое средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел техническое средство или оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства, которое должно быть ему предоставлено. Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Следует отметить, что реабилитационные мероприятия ИПР в обязательном порядке будут финансироваться за счет средств федерального бюджета только при условии, если они включены в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно.


Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

С 1 октября 2008 года вступает в силу постановление Правительства РФ N 240. Этим постановлением утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. С этого момента утрачивает силу действовавшее ранее Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 877 "О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", о котором мы рассказывали в прошлом издании нашего справочника.

Правила не касаются лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Они также не регулируют обеспечение инвалидов собаками-проводниками. Для получения полной информации о технических средствах реабилитации, предоставляемых инвалидам бесплатно, вам необходимо ознакомиться с соответствующим Федеральным Перечнем.

Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

Заявление о предоставлении или замене технического средства реабилитации подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ (далее: ФСС) по месту жительства. При подаче заявления представляются паспорт и ИПР инвалида.

Заявление рассматривается в 15-дневный срок с даты его поступления. Инвалиды должны быть уведомлены о постановке на учет. Вместе с этим уведомлением ФСС высылает направление на получение или изготовление технического средства. В направлении указывается организация, которая была отобрана органами ФСС на конкурсной основе. Эта организация или предприятие и будет исполнителем мероприятий по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, указанными в ИПР.

Рассмотрим небольшой практический пример.

Инвалид нуждается в слуховом аппарате. Прежде всего, эта нуждаемость должна быть установлена. Для этого необходимо добиться соответствующей записи в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Получив ИПР, содержащую соответствующие рекомендации, инвалид или его законному представителю необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган Фонда социального страхования, в котором необходимо предъявить паспорт и ИПР. Оригиналы документов, в любом случае, должны оставаться у заявителя. Если представленные документы соответствуют требованиям законодательства, территориальный орган ФСС ставит инвалида на учёт. Далее, в 15-дневный срок со дня подачи заявления, инвалиду должно быть выслано (выдано) уведомление о постановке на учет, а также направление в определенную фондом организацию для получения слухового аппарата.

В случае невозможности обеспечения инвалида техническим средством реабилитации, ему выплачивается компенсация в размере понесенных расходов. Компенсация также выплачивается в случае, когда техническое средство, рекомендованное программой реабилитации приобретено инвалидом самостоятельно и за счет собственных средств. При этом размер компенсации в обоих случаях не может превышать стоимости технического средства, которое должно было быть предоставлено инвалиду в соответствии его ИПР.

Решение о выплате компенсации принимается тем же территориальным органом ФСС. Основанием для выплаты компенсации является заявление инвалида или лица, представляющего его интересы о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие самостоятельные расходы на приобретение технических средств и программу реабилитации. Отказ инвалида либо лица, представляющего его интересы, от обеспечения техническим средством не дает ему права на получение компенсации в размере стоимости такого технического средства. Выплата компенсации инвалиду   осуществляется территориальным органом ФСС в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет получателя компенсации (по его желанию).

Важной особенностью является запрет на отчуждение технических средств в пользу третьих лиц. Заметим, что речь не идёт о предоставлении средств во временное пользование, запрет распространяется только на продажу и дарение технических средств.

Ремонт предоставленных инвалиду технических средств реабилитации осуществляется бесплатно. Основанием для бесплатного ремонта является заявление, которое необходимо подать в районный орган ФСС и заключение медико-технической экспертизы. Если инвалид произвел ремонт технического средства за счет собственных средств, ему выплачивается компенсация. Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по ремонту технического средства (изделия), заключения медико-технической экспертизы, а также документов, подтверждающих эти расходы.

Каждое техническое средство имеет свой срок использования, по истечении которого оно подлежит замене. Сроки пользования техническими средствами реабилитации устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Замена технических средств реабилитации производится по решению органа ФСС. Замена может производиться по следующим причинам:

  • истечение срока пользования, при наличии заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида техническим средством выдаваемого врачебной комиссией медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь инвалиду.
  • невозможность осуществления ремонта или необходимость досрочной замены, что подтверждается заключением медико-технической экспертизы.
  • Замена технических средств (изделий) осуществляется в том же порядке, в котором происходит их получения.

При необходимости проезда инвалида к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно, в том числе двумя и более видами транспорта, территориальный орган ФСС выдает ему, а также сопровождающему его лицу, если необходимость сопровождения установлена программой реабилитации специальный талон и (или) именное направление на каждый вид транспорта. Специальный талон (именное направление) содержит данные, необходимые для оформления соответствующих проездных документов (билетов).

Специальный талон (именное направление) выдается инвалиду сопровождающему лицу) не более чем на 4 поездки к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и на 4 поездки в обратном направлении.

При проезде инвалида сопровождающего лица) за счет собственных средств к месту нахождения организации, в которую выдано направление на получение либо изготовление технических средств, и обратно ему выплачивается компенсация расходов на оплату проезда, подтвержденных проездными документами. Выплата производится при наличии выданного указанной организацией письменного подтверждения необходимости поездки, но не более чем за 4 поездки к месту нахождения организации и за 4 поездки в обратном направлении.

 Для проезда к месту нахождения организации, в которую выдано направление на получение технических средств, инвалид, сопровождающее лицо) вправе воспользоваться следующими видами транспорта:

 а) железнодорожный транспорт - на расстояние до 200 км - в жестком вагоне (без плацкарты), свыше 200 км - с плацкартой в купейном вагоне;

 б) водный транспорт - на местах III категории;

в) автомобильный транспорт общего пользования (кроме такси);

 г) воздушный транспорт (на расстояние свыше 1500 км или при отсутствии пассажирского железнодорожного сообщения) - в салоне экономического класса.

Выплата всех компенсаций, о которых говорилось в этой статье осуществляется территориальным органом ФСС в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет получателя компенсации (по его желанию).

Расходы на проживание инвалида (ветерана, сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях оплачиваются организацией, в которую выдано направление, с дальнейшим их возмещением территориальным органом ФСС.

Оплата указанных расходов производится за фактическое число дней проживания, но не более чем за 7 дней в одну поездку, в размере, предусмотренном для оплаты командировочных расходов лицам, направляемым в служебные командировки в пределах Российской Федерации.

По решению уполномоченного органа при проживании инвалида (ветерана, сопровождающего лица) в районе, отдаленном от организации, в которую выдано направление, оплата расходов может производиться за фактическое число дней проживания, но не более чем за 14 дней, при условии изготовления технического средства (изделия) в течение одной поездки.

Примечание.

Некоторые вопросы, связанные с введением новых правил обеспечения инвалидов и ветеранов техническими средствами реабилитации, на момент выхода издания еще не урегулированы нормативных актах. Например, министерством Здравоохранения и Социального развития не определены порядок проведения медико-технической экспертизы и форма ее заключения. Оперативную информацию об изменениях в законодательстве и новых нормативных актах касающихся технических средств, предоставляемых инвалидам, вы можете получить, обратившись в нашу организацию.

В качестве приложения к этой главе предлагаем вашему вниманию

Федеральный перечень
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
(утв. Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 2347-р)

Реабилитационные мероприятия

  1. Восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).
  2. Реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).
  3. Санаторно-курортное лечение.
  4. Протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов.
  5. Обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации).

Технические средства реабилитации

  1. Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.
  2. Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.
  3. Протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы.
  4. Ортопедическая обувь.
  5. Противопролежневые матрацы и подушки.
  6. Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов.
  7. Специальная одежда.
  8. Специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения.
  9. Собаки-проводники с комплектом снаряжения.
  10. Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом.
  11. Сигнализаторы звука световые и вибрационные.
  12. Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.
  13. Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.
  14. Телефонные устройства с текстовым выходом.
  15. Голосообразующие аппараты.
  16. Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).
  17. Абсорбирующее белье, памперсы.
  18. Кресла-стулья с санитарным оснащением.

Услуги

  1. Ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия.
  2. Содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (путем выплаты ежегодной денежной компенсации).
  3. Предоставление услуг по сурдопереводу.

Ссылки

Статья 8 ФЗ N181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статья 9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статья 11 ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Например, Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области.

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 877 «О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (утв. распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 2347-р).

В настоящее время действует Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2006 г. N 282 «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» (см. приложение к данной главе).


Инватур - > Библиотека НРООИ "Инватур"


P.S.: Если Вы хотите регулярно получать новости и анонсы событий, происходящих в Н.Новгороде, подпишитесь на Рассылку Subscribe.ru, заполнив форму внизу правой колонки этой странички.


Все инва-сайты в каталоге
www.inva.info

www.AnisNN.ru
Нижний Новгород
с высоты
инвалидной
коляски

Отдых в Джинсах
Парки и 
Пляжи НН
Парки, Пляжи,
WC
Н.Новгорода
С кем отдохнуть?
Знакомства в НН

Брачные агентства
Газеты и Сайты
Н.Новгорода


Radmin - Равные возможности
 
Рассылки Subscribe.Ru
InvaInfoNews
Инва новости
Н.Новгорода

Подписаться письмом






Антон Мариниченко
Webmastering
Антон Мариниченко, Андрей Анисимов

Андрей Анисимов
  Нижний Новгород Online

Инватур о себе и своем городе InvaCity.
Статьи | Это интересно | Полезное | Ссылки

Яндекс.Метрика