На страницах сайта собрана информация по теме Нижний Новгород Инвалид Инвалидность реабилитация инвалидов средства реабилитации в Н.Новгороде лечение обучение трудоустройство инвалидов помощь инвалидам Бесплатные юридические консультации для инвалидов

Логотип НРООИ Инватур

Экстаз помогающего

"Инватур"
Н.Новгород,
ул. Иванова 15.
Телефон/факс:
(831) 227-01-23
E-mail:
invatur @ sandy.ru
О нас
История
| Новости | Бюллетень | Библиотека | Проекты | Люди | Партнеры | Координаты | Ссылки
| Карта Доступности | Им нужна помощь
 


№5-6 (33-34) 2005 г.
Сегодня в номере:

О выпуске
- слово выпускающего

Одной строкой…
- вести с полей

Это наша Работа…

Нам пишут

"Спрашивали? Отвечаем!"
– страница СЮЗИ

Неизвестный Интернет


Подшивка газеты


Проекты:

Образование.

Фотомастерская.

К независимой жизни.

Безбарьерка.

Ресурсная комната.

Кино без барьеров

"Спрашивали? Отвечаем!"
– страница СЮЗИ

Для начала приведу немного статистики по работе Нижегородского отделения СЮЗИ

В ходе проведения индивидуальных и групповых консультаций юристы "Инватур" составили перечень наиболее часто задаваемых вопросов в сфере образования. Если их расположить в порядке убывания частоты, это будет выглядеть так:
1) Льготы для инвалидов по приему в ВУЗы
2) Назначение социальных стипендий и субсидий в учебных заведениях
3) Обжалование незаконно вынесенных решений БМСЭ и ПМПК ограничивающих права инвалидов на образование (например, признание ребенка необучаемым или рекомендация в ИПР, препятствующая дальнейшему продолжению образования).
4) Разъяснение вопроса о том, что дошкольное и среднее общее образование в государственных и муниципальных заведениях для детей-инвалидов бесплатно.
5) Отказ в приёме в дошкольные учреждения общего типа на основании отсутствия специальных условий и программ.
6) Отсутствие вблизи места жительства ребёнка учебных заведений, имеющих коррекционные группы и классы; отказ органов образования создавать такие группы.
7) Трудности при прохождении переосвидетельствования для продления инвалидности, связанные с тем, что инвалидность увязывается с местом и формой обучения.
8) Отказ районных органов образования от оформления субсидий на обучение детей-инвалидов по слуху вне специальных школ.

А теперь – вопросы и ответы

 

Письмо к юристу "Инватур" от матери ребёнка-инвалида.

Здравствуйте, Дмитрий!
Моя дочь (11 лет) является ребенком-инвалидом. Вот уже 4 года она находится дома и не обучается. Диагноз – олигофрения в степени эмбицильность. Приговор врачей – необучаемость.
Я обращалась в различные инстанции (соцЗащита, отдел образования), где получала одинаковый ответ, что нет возможности обучать ребенка. Мне объясняют, что нет средств, нет учреждений, нет специальных программ занятий с такими ребятишками.
Не так давно мной было направленно письмо на имя начальника Управления Образования, где я требовала выплатить по закону компенсацию за не обучение моего ребенка, для того чтобы я смогла пригласить платного педагога. Мне был дан отрицательный ответ. Чиновник аргументировал свой отказ тем, что в области существует ряд учреждений (Автозаводский и Замятинский интернаты), где мой ребенок мог бы проходить обучение и т.д. В то же время, коррекционная школа также не может проводить занятия с такими детьми из-за отсутствия специальной программы для глубоко умственно отсталых детей.
К сожалению, ИПР мы не оформляли с 2002 года. В старой ИПР было прописано обучение по специальной программе на дому.
В данный момент соцзащита пытается организовать хоть какое то обучение, создав центр "Гармония". Но т. к. с нашими проблемами Центр еще только знакомится, естественно необходимой помощи по данному вопросу нет. Для этого нужны квалифицированные специалисты, которых в данный момент практически нет (дефектологи, логопеды, спец. психологи).

Комментарий юриста:
Это совсем свежий случай в нашей практике. Письмо только что поступило. Мы, естественно, будем помогать матери ребенка-инвалида, однако мне не совсем понятно, почему при таких серьезных проблемах, довольно хорошей активности и осведомлённости матери ребёнка, она в течение более 3-х лет не оформляет ребенку ИПР. Сейчас наша первая задача – добиться оформления ИПР с необходимыми для нашего клиента рекомендациями по обучению. Далее, видимо, предстоит процесс административного, а возможно и судебного обжалования отказов в обучении ребёнка и получении компенсаций. Согласно ч. 4 с. 18 ФЗ "О социальной защите инвалидов" "При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому".
Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации. Данный порядок законодательством Нижегородской области пока не определен, а само понятие невозможности осуществлять обучение ребенка в специальном образовательном учреждении является весьма субъективным, поскольку неясно, кто это определяет и по каким критериям. На наш взгляд, отказ в выплате компенсации на основании того, что в нашей области имеются две специальные школы, где мог бы обучаться ребенок, нельзя назвать законным, так как территория Нижегородской области достаточно велика, составляет 77 тыс. кв. км. При помещении ребенка с диагнозом, указанным в письме в специнтернат, и обеспечении таким образом его права на образование, может быть нарушено другое весьма важное его конституционное право на воспитание в семье. К тому же, существует положение Федерального Закона "об образовании", согласно которому "Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка" (С. 52 ч. 1 Закона "об образовании"). Еще здесь следует учесть, что Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. (ч. 6 ст. 5 закона "Об образовании" Конечно же, мы рады тому, что соцзащита создаёт Реабилитационные Центры. Однако этого недостаточно. Задача обучить ребёнка лежит на органах образования. С ними в основном и придётся работать после оформления ИПР.

Вопрос: Мой сын, инвалид 2 группы по слуху, обучается в 6 классе обычной общеобразовательной школы. Положено ли нам пособие на обучение?
Ответ: Прежде всего, хочу заметить, что вопрос сформулирован не совсем корректно, так как речь идет не о пособиях, а о субсидиях. В нашей области действует постановление правительства Нижегородской области от 2 сентября 2003 г. N 262 "О порядке назначения и выплаты субсидии на обучение детей-инвалидов с нарушением слуха". Данное постановление было издано в целях создания в Нижегородской области механизма адресной социальной поддержки детей-инвалидов с нарушением слуха и выплаты субсидии на их обучение вне специальных (коррекционных) государственных или муниципальных образовательных учреждений. Согласно этому документу, вы имеете право на целевую субсидию в сумме 6000 р., предназначенную для оплаты 60 академических часов занятий по развитию речевого слуха ежегодно (для детей, обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях 4000 р., на оплату 40 академических часов).
Субсидия предоставляется, если индивидуальной программой реабилитации вашему ребенку не противопоказано обучение в учреждении общего образования. Для ее получения родитель (законный представитель), совместно с которым фактически проживает ребенок, обращается с заявлением на имя руководителя органа управления образованием по месту фактического проживания ребенка-инвалида о назначении субсидии на обучение ребенка-инвалида с нарушением слуха вне специального (коррекционного) государственного или муниципального образовательного учреждения.
При обращении за назначением субсидии вам необходимо представить в орган управления образованием паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении ребенка, справку из жилищно-эксплуатационной организации о месте фактического проживания ребенка.
В заявлении о назначении субсидии указываются данные паспорта заявителя (или иного документа, удостоверяющего личность), данные свидетельства о рождении ребенка, фактическое место проживания ребенка, степень родства или иное право гражданина представлять интересы ребенка-инвалида.
К заявлению необходимо приложить следующие документы:
– копия справки медико-социальной экспертизы, подтверждающей наличие инвалидности у ребенка;
– копия индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида с рекомендациями государственной службы медико-социальной экспертизы на обучение в учреждении общего образования;
– справка с фактического места учебы ребенка-инвалида, если он проходит обучение.
получателем субсидии вы станете после подписания договора об обучении ребенка-инвалида с нарушением слуха, который заключается между родителем (законным представителем) ребенка-инвалида, органом местного самоуправления и выбранным родителем (законным представителем) ребенка-инвалида образовательным учреждением.
Договор заключается сроком на один год.
Один экземпляр договора выдается родителю (законному представителю) ребенка-инвалида в органах управления образованием по месту фактического проживания ребенка-инвалида.
Субсидия предоставляется в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет образовательного учреждения, с которым заключен договор
Субсидия выплачивается при представлении родителем (законным представителем) ребенка-инвалида справки образовательного учреждения, оказывающего образовательные услуги по развитию речевого слуха и речевого общения, которая представляется 2 раза в год с 1 по 15 октября и с 1 по 15 марта.
Перечисление денежных средств прекращается:
– при истечении срока действия договора;
– при досрочном расторжении договора сторонами.
Досрочное расторжение договора возможно в частности по следующим основаниям
– по заключению государственной службы медико-социальной экспертизы о неэффективности педагогической реабилитации ребенка-инвалида и наличии рекомендаций на обучение в специальном (коррекционном) государственном или муниципальном образовательном учреждении;
– при определении родителями (законными представителями) ребенка-инвалида на обучение в специальное (коррекционное) образовательное учреждение.

Вопрос: Мой сын, инвалид 2 группы, страдающий астмой и эпилепсией, хочет освоить специальность часовщика. В училище нам сказали, что для его поступления нам необходимо получить заключение органов медико-социальной экспертизы. Объясните, пожалуйста, законно ли это и что конкретно нам нужно делать.
Ответ: Согласно, ч. 3 Ст. 16 Федерального закона "об образовании" Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях. Роль такого заключения играет индивидуальная программа реабилитации вашего ребенка-инвалида.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Исходя из этого, Необходимо, чтобы в разделе "образование" индивидуальной программы реабилитации вашего сына было указано, что он может обучаться по специальности часовщика в определенном образовательном учреждении. В этом случае проблем с поступлением не возникнет.

На вопросы отвечал юрисконсульт
Нижегородского отделения СЮЗИ
Дмитрий Балыкин.

 


НРООИ “Инватур”, г. Н.Новгород, ул. Невзоровых, д. 100, комн. 121;
тел.: 78-74-99, тел./факс: 78-74-81, e-mail: invatur@sandy.ru

Выпуск подготовил Мариниченко А.


Инватур - > Бюллетень - > №5-6 (33-34) Май - июнь 2005 г.

P.S.: Если Вы хотите регулярно получать новости и анонсы событий, происходящих в Н.Новгороде, подпишитесь на Рассылку Subscribe.ru, заполнив форму внизу правой колонки этой странички.

Рассылки Subscribe.Ru
InvaInfoNews
Инва новости
Н.Новгорода

Подписаться письмом







Антон Мариниченко

Андрей Анисимов
   

Инватур

Яндекс.Метрика