На страницах сайта собрана информация по теме Нижний Новгород Инвалид Инвалидность реабилитация инвалидов средства реабилитации в Н.Новгороде лечение обучение трудоустройство инвалидов помощь инвалидам Бесплатные юридические консультации для инвалидов

Логотип НРООИ Инватур

Экстаз помогающего

"Инватур"
Н.Новгород,
ул. Иванова 15.
Телефон/факс:
(831) 227-01-23
E-mail:
invatur @ sandy.ru
О нас
История
| Новости | Бюллетень | Библиотека | Проекты | Люди | Партнеры | Координаты | Ссылки
| Карта Доступности | Им нужна помощь
 


№3-4(31-32) 2005 г.
Сегодня в номере:

О выпуске
- слово выпускающего

Одной строкой…
- вести с полей

Это наша Работа…

Нам пишут

"Спрашивали? Отвечаем!"
– страница СЮЗИ

Неизвестный Интернет


Подшивка газеты


Проекты:

Образование.

Фотомастерская.

К независимой жизни.

Безбарьерка.

Ресурсная комната.

Кино без барьеров

Это наша работа…

Международный семинар–практикум

С 14 по18 марта в МУ "Центр социальной помощи семье и детям "Журавушка" прошел международный семинар-практикум на тему: "Теория и практика развития способов коммуникации у детей и молодых людей, имеющих трудности в общении (аутизм, алалия, синдром Дауна, ДЦП и т.д.)".

Центр социальной помощи семье и детям Н Новгород

Участниками семинара стали 57 человек, из них 16 человек из муниципальных социальных учреждений и реабилитационных отделений г. Нижнего Новгорода, 14 человек - представители муниципальных социальных реабилитационных учреждений Нижегородской области, специалисты службы "Ступени" НРООПДиМ "Верас", представители общественных организаций "Преодоление", "Ариадна", "Василиса", "Радуга", представители из г.г. Москва, Киров, Владимир, Псков, Северодвинск, Минск, студенты Педагогического университета г. Н.Новгорода.

Участниками семинара стали 57 человек Н Новгород

Программа семинара включала пять дней интенсивного обучающего курса. В течение этого времени участники семинара получили теоретические знания и приняли участие в мастер-классах по уникальной технологии психологической и педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи и общения (аутизм, алалия, синдром Дауна, ДЦП и т.д.). Во время проведения семинара в обеденные перерывы были показаны фильмы о жизни детей с инвалидностью, предоставленные НРООИ "Инватур" . Со специалистами был проведен минисеминар с элементами тренинга по пониманию инвалидности. Участники семинара познакомились с социальным и медицинским подходами. Консультанты НРООИ "Инватур" познакомили специалистов, работающих с детьми с ограничениями, с проблемами получения ими образования.

участники семинара Н Новгород


Семинар проводила Ингер Лилья – специальный педагог (Швеция). В первый и второй дни Ингер были освещены теоретические аспекты работы с детьми, имеющими трудности в общении. При освещении международного опыта работы с детьми с ограничениями были показаны слайды и видеофильм с обсуждением. Международный опыт работы с детьми, имеющими такие тяжелые ограничения, насчитывает более 30 лет. В настоящее время дети со всеми видами нарушений, независимо от тяжести, посещают специальные классы при общеобразовательной школе, они занимаются по отдельной программе, но имеют возможность играть и общаться со здоровыми сверстниками, посещать общешкольные мероприятия. Дети, которые нуждаются в постоянной поддержке, имеют постоянного ассистента – сопровождающего. По закону об ассистенте, оплачивает эти услуги образование. Основные финансовые расходы, необходимые для полноценной жизни ребёнка с ограниченными возможностями, выделяют местные власти.
Участники семинара познакомились с международным опытом работы ре- и абилитации детей с ограниченными возможностями, технологией оказания реабилитационных услуг детям и молодежи с умственными ограничениями, аутизмом и др. ограничениями. В фильме показаны три ребенка, страдающих аутизмом и имеющие выраженные интеллектуальные нарушения, показано, как построена работа с этими детьми в классе, в бассейне, по дороге в школу, в столовой, кафе. После просмотра видеофильма Ингер показала начало построения работы с аутичными детьми, составление структуры дня и расписания для аутичного ребенка, последовательность этапов этой работы, отвечала на вопросы специалистов. Во второй день работы рассматривались такие аспекты как, каким образом развивать коммуникативные навыки и навыки самообслуживания у детей, знакомство участников с дидактическим материалом. В заключительной части второго дня тренеры НРООИ "Инватур" продемонстрировали лайт-версию семинара по пониманию инвалидности.

Ингер Лилья – специальный педагог (Швеция) Н Новгород

Третий и четвертый дни семинара были практическими: участники семинара работали в мастер-классах по изготовлению дидактического материала для работы с детьми, имеющими трудности в общении. Работа проводилась в семи подгруппах, при чём каждый из участников изготавливал наглядный материал, исходя из потребностей своей целевой группы (тех детей, которые посещают данное учреждение). Одна из важных особенностей такой практической работы заключалась ещё и в том, что такие необходимые пособия изготавливались из подручного материала.

пособия изготавливались из подручного материала Н Новгород

В заключительные дни семинара участники презентовали свои работы, где показали, каким образом можно использовать их при работе с детьми с нарушением коммуникации. Специалисты, которые уже не первый год работают в области реабилитации детей и молодёжи с множественными ограничениями, представили свой опыт работы. Обмен опытом работы был важным, как для тех, кто только начинает работу в этом направлении, как и для тех, кто продолжает. В последний день семинара участники делились своими впечатлениями о семинаре, мастер-классах. Были обсуждены программы сотрудничества в области ре- и абилитации детей с ограниченными возможностями (в т.ч. имеющих заключение "необучаемый"), выработаны подходы по разработке индивидуального реабилитационного маршрута. После активного обсуждения участники семинара подчеркнули, что необходимо развивать систему адаптивного обучения, социальных и реабилитационных услуг для детей с ограничениями. Большую роль по организации таких услуг могут играть общественные организации в сотрудничестве с государственными органами власти и муниципальными учреждениями.

После активного обсуждения Н Новгород

Необходимо отметить активное взаимодействие участников из гг. Москвы, Пскова, Минска, Владимира, специалистов службы "Ступени", которые уже работают с детьми с тяжелыми и множественными ограничениями по обмену опытом с другими участниками семинара, которые только начинают или планируют работать с этой категорией детей. Более опытные участники семинара были открыты и дружелюбны и с удовольствием делились своими находками. Особенно тесное взаимодействие было между специалистами службы "Ступени" и специалистами Беларуси.

 

 

Это наша работа…
В ННГУ началась подготовка юристов по защите прав инвалидов

На Юридическом Факультете Нижегородского Государственного Университета начались занятия в рамках учебного курса "Защита прав людей с ограниченными возможностями". Обучение студентов юрфака продлится в течение 2-х месяцев.
Как уже сообщалось ранее, курс введён на юрфаке в качестве дисциплины по выбору. Интерес студентов к дисциплине превзошёл все ожидания. Из почти 180 учащихся IV курса дневного отделения юрфака ННГУ новую дисциплину выбрали 39 студентов. Занятия начались 31 марта. Посещаемость почти стопроцентная. Уже по итогам первой лекции два студента изъявили желание пройти практику в НРООИ "Инватур" . На настоящий момент группа студентов в рамках курса занимается изучением международных и российских источников права. Уже изучены темы: понимание инвалидности, права человека, международное и российское движение в защиту прав инвалидов.
Слушатели курса уже изучили ряд базовых тем: понимание инвалидности, права человека, международное и российское движение в защиту прав людей с инвалидностью. В настоящий момент группа приступила к изучению российских и международных источников права по данной тематике.
Идеология учебного курса в корне отличается от привычных представлений о правах инвалидов. Лица, имеющие инвалидность, рассматриваются не только, и не столько как получатели пенсий, пособий и компенсаций. По мнению авторов курса, права инвалидов необходимо изучать с точки зрения общих гражданских и конституционных прав, которыми обладают все россияне. Только таким образом можно бороться с различными формами дискриминации инвалидов в России. Очень важно, чтобы эти принципы были заложены в новое поколение юристов.
В дальнейшем студенты юрфака ННГУ будут вовлекаться в деятельность общественной организации "Инватур". К слушателям первого потока проявляют интерес и другие некоммерческие организации, работающие в сфере защиты прав различных категорий граждан в Нижегородской области.
Учебный курс разработан правозащитными организациями "Перспектива" и "Фонд Аметистова" (Москва) при участии НРООИ "Инватур" (Н.Новгород). Введение нового учебного курса осуществляется в рамках проекта "Юридическая защита прав инвалидов в России: доступность образования", финансируемого Агентством США по Международному Развитию (USAID).
Дополнительную информацию о проекте можно получить в офисе НРООИ "Инватур" , а также в Деканате Юридического факультета ННГУ по телефону 34-15-57. Контактные лица – Циганов Виктор Иванович и Алексанова Татьяна Викторовна.

Пресс-атташе НРООИ "Инватур" Илья Лебедев


Преподаватель кафедры гражданского права и процесса
Юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Поляков Марк Юрьевич
о переработке курса "Права лиц с ограниченными возможностями по международному и российскому праву" и его адаптации к прочтению на юридическом факультете ННГУ им. Н.И. Лобачевского


В начале 2005 года, когда было принято решение о введении на 4 курсе дневного отделения юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского дисциплины "Права лиц с ограниченными возможностями по международному и российскому праву", НРООИ "Инватур" предоставила на юридический факультет Сборник учебно-методических материалов по указанной выше дисциплине, разработанный Ю.А. Занкиной и О.А. Прониным при участии РООИ "Перспектива" и НКО Фонд "Центр защиты прав человека им. Э.М. Аметистова (теория и практика)".
Однако, несмотря на то, что представленный Сборник учебно-методических материалов содержал, в основном, весь необходимый для нормального учебного процесса материал (методический материал, курс лекционного материала, практические задания и др.), возникла необходимость переработки курса и его адаптации к прочтению на юридическом факультете ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Это обстоятельство было вызвано следующими причинами:
1) разработка и создание курса осуществлялись в 2004 году на основе действующих в то время нормативных правовых актов, касающихся прав лиц с ограниченными возможностями. С 1 января 2005 года вступили в силу многочисленные изменения в нормативные акты в указанной сфере. В результате значительная часть курса требовала приведения ее в соответствие с новым законодательством.
2) указанный учебный курс вводился на юридическом факультете ННГУ им. Н.И. Лобачевского как дисциплина по выбору студентов. Соответственно, на эту дисциплину было отведено 16 лекционных часов с последующей сдачей зачета. Объем и структуру материала курса необходимо было привести в соответствие с указанными рамками.
В силу указанных причин и была осуществлена переработка курса и его адаптация.
В процессе переработки был использован весь комплекс нормативных актов, действующих на территории Нижегородской области на момент введения дисциплины. Большую помощь оказало НРООИ "Инватур" , предоставившее материал по проблемам защиты прав лиц с ограниченными возможностями и оказавшее консультации по ряду вопросов.
В результате было переработано 2/3 учебного курса – та часть, которая касается прав лиц с ограниченными возможностями по российскому законодательству. Помимо изменения содержания собственно лекционного материала пришлось изменять структуру самого курса, так как некоторые темы, касающиеся прав лиц с ограниченными возможностями в определенных сферах, потеряли свою законодательную основу и, как следствие, потеряли свое самостоятельное значение в структуре учебного курса. Учитывая тот факт, что дисциплина подразумевает только 16 часов лекционных занятий, некоторые темы, носящие вводный и общий характер, были сокращены в объеме, чтобы позволить в рамках курса в полной мере осветить основные темы, касающиеся отраслевых прав лиц с ограниченными возможностями. В рамках курса также обращено внимание на новеллы в законодательстве и проведен сравнительно-правовой анализ произошедших изменений.
Следует также отметить, что при переработке пришлось столкнуться с объективными трудностями: например, отсутствие практических примеров проблем защиты прав лиц с ограниченными возможностями, основанных на произошедших изменениях в законодательстве. Вероятно, указанное обстоятельство будет являться основным недостатком курса и может быть устранено в полной мере только с течением времени.
Переработанный учебный курс был представлен на презентации, проходившей в середине февраля 2005 года на юридическом факультете ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Одни из основных целей презентации – привлечь внимание студентов к дисциплине и заинтересовать их проблемами лиц с ограниченными возможностями – оказались, в конечном итоге, достигнуты, так как указанную дисциплину выбрало 39 студентов, что составляет около 22% от числа всех студентов на 4 курсе дневного отделения юридического факультета.
На день написания данного Отчета было проведено 4 часа лекционных занятий. Несмотря на то, что пройденные за это время темы курса являются, в основном, вводными, студенты выказывают интерес к дисциплине, что выражается в задаваемых вопросах, диалогах и обсуждении некоторых вопросов. Данное обстоятельство позволяет надеяться, что и в последующем интерес к дисциплине не угаснет.
Сделать окончательный вывод о достоинствах и недостатках дисциплины можно будет по окончании занятий и проведении зачета.

Высокая оценка

Юристами нижегородского отделения СЮЗИ были разработаны и направлены в Государственную думу предложения по внесению поправок в законы "О социальной защите инвалидов", "об образовании" и в Закон № 122-ФЗ "О монетизации" В этих предложениях были затронуты наиболее важные вопросы и проблемы, касающиеся инвалидов и инвалидности. В частности, было предложено создать школы инклюзивного образования и исключить из законов понятие "необучаемые дети".
За правотворческие инициативы нашей организацией было получено благодарственное письмо от Председателя законодательного собрания Нижегородской области Люлина Е.Б.

благодарственное письмо

13 апреля 2005 г Распоряжением Губернатора Нижегородской области №273-р "За большой вклад в организацию социо-культурной реабилитации инвалидов и формирование российского некоммерческого молодежного интернет-пространства" коллектив НРООИ “Инватур” в лице его председателя награжден почетным дипломом Губернатора.

награжден почетным дипломом Губернатора

 

Акция "Неделя профессиональной психотерапии
и практической психологии" В Нижнем Новгороде

Неделя профессиональной психотерапии Н НовгородС декабря 2002 года в Нижнем Новгороде действует общественная коалиция "Образование – право для всех", призванная защищать право людей с ограниченными возможностями на образование. Одной из самых ущемлённых категорий граждан в этой сфере являются лица с ментальными нарушениями. Им крайне необходима профессиональная помощь психотерапевтов и психиатров. Практика показывает, что участие независимых экспертов весьма полезно при реализации инвалидами своих гражданских и социальных прав.
С 26 марта по 1 апреля в Нижнем Новгороде прошла "Неделя профессиональной психотерапии и практической психологии". Цель акции – привлечение внимания к психотехнологиям помощи социально незащищённым гражданам: инвалидам, людям с зависимостью от алкоголя и наркотиков (быстро снять химическую зависимость от определенной группы наркотиков можно с помощью убод), жертвам домашнего насилия, и лицам, страдающим от других социальных болезней (туберкулёз, ВИЧ, заболевания, передающиеся половым путём).

Организаторы акции:
Неделя профессиональной психотерапии Н Новгород- Нижегородская Региональная Общественная Организация "Инватур";
- Нижегородский Областной Реабилитационный Центр для Инвалидов;
- Нижегородское Отделение Профессиональной Психотерапевтической Лиги;
- Нижегородский Институт Развития Образования;
- Нижегородский Ресурсный Центр "Детство без насилия и жестокости";
- Институт Психологии Нижегородского Государственного Педагогического Университета.

В проведении "Недели" специфика работы с детьми-инвалидами заняла особое место. Это связано с преобладанием психических расстройств и болезней нервной системы в структуре детской инвалидности. В 2005 году этой проблемой также займётся специально созданный при Правительстве Нижегородской области Координационный Совет, состоящий из представителей профильных министерств и общественных организаций.
В рамках акции теме инвалидности были посвящены два дня. 28 марта Общественная Коалиция "Образование – право для всех" и организаторы "Недели" провели совместную пресс-конференцию и круглый стол по заявленной тематике. Кроме того, 28 и 29 марта общественная организация "Инватур" и Нижегородский областной реабилитационный центр для инвалидов (НОРЦИ) организовали два практических семинара для специалистов по работе с инвалидами и членами их семей.
Все мероприятия 28 и 29 марта состоялись в Нижегородском областном реабилитационном центре (НОРЦИ) по адресу: Нижний Новгород, ул. Невзоровых, д. 100.
Пресс-атташе НРООИ "Инватур" Илья Лебедев

Это наша работа…
Акция "Школьная весна - 2005"

Школьная весна инвалид Н Новгород"Школьная весна" – продолжение ежегодной весенней акции, проводимой НРООИ "Инватур" в школах города и области с 2002 года. В этом году наши волонтеры посетили школы №№ 101 и 97.
В акции принимали участие студенты нижегородского педагогического университета (педагоги – коррекционные психологи) и студенты училища для инвалидов. Каждый год ребята приходят в "Инватур" на практику и в течение трех недель проходят курс по подготовке ведущих школьных занятий, чтобы затем работать в школах.
Школьная весна инвалид Н Новгород

 

Подготовку ведущих проводили тренеры-консультанты НРООИ "Инватур" : Куполова Светлана и я, Курицына Елена.
Что это за занятия? Сразу скажу, занятия необычные и проводятся они не в виде стандартного урока или лекции. Это тренинг, посвященный развитию толерантности у детей по отношению к людям с инвалидностью и позволяющий понять, принять таких людей как полноценных членов общества. Игровая и активная формы занятий позволяют задействовать всех учеников в классе.
Игровая и активная формы занятий инвалидность Н НовгородПрограмма занятий состоит из трех блоков: для детей с 1 по 6 классы, для детей с 7 по 9 классы и для старшеклассников.

В ходе уроков ребята активно участвуют в ролевых играх, работают в малых группах, просматривают и обсуждают фильмы.

В ходе уроков Н Новгород инвалид обучение

Руководитель тренинговой группы Курицына Елена Н Новгород инвалид обучение В этом году, кроме уроков толерантности, в школах проводились мини-кинопоказы для педагогического состава.

 

Кино без барьеров Н Новгород инвалид обучение Фильмы, которые мы показывали учителям, являются участниками и призерами Первого и Второго международных кинофестивалей под названием "Кино без барьеров", которые раз в два года проходят в Москве.
Руководитель тренинговой группы Курицына Елена.

 

Во время подготовки ведущих школьных занятий я побеседовал со Светланой Куполовой, Еленой Курицыной, а также с двумя будущими ведущими – Татьяной и Евгенией. Предоставляю Вашему вниманию то, что из этого получилось.

– Здравствуй, Света. Как тебе группа, с которой вы сейчас работаете?
В данный момент мы обучаем студентов Педагогического Университета, с тем, чтобы они занимались, проводили школьные занятия по пониманию инвалидности для здоровых детей в школах. За все время проведения школьных занятий эта группа четвертая. Группа замечательная, девушки инициативные, заинтересованные. Им все интересно, они все хотят попробовать. В группе есть лидер. На мой взгляд, им является Женя. Она является “двигателем” этой группы, она их сподвигает на всевозможные действия.

– Здравствуй. Представься, пожалуйста.
– Евгения. Учусь в Педагогическом Университете на 4-м курсе, специальность – специальная психология.
– А что это ты здесь делаешь?
– Прохожу психолого-педагогическую практику. Здесь мы проходим тренинги по безбарьерному общению с инвалидами, по принятию инвалидов, по психологической подготовке детей в общеобразовательных школах к интегрированному обучению, к принятию инвалидов в общеобразовательные школы.
– Не скучно?
– Здесь? Нет.
– Чем вы здесь занимаетесь?
– Ну, во-первых, мы сами тренинги проводим, учимся проводить тренинги, вот мониторингом по вопросу доступности образования для инвалидов скоро займемся.
– Что будет после этих тренингов?
– После них мы пойдем к детям в школы, в детские коллективы.
– Не боишься?
– Нет. Уже нет.
– А было страшно?
– Ну, в принципе, нет. Тут все было достаточно доступно, во-первых, хорошо было преподнесено, и мы сами вели тренинги.
– Что у тебя изменилось после этих занятий?
– У меня ничего особенно не изменилось. У меня и раньше не было проблем по восприятию людей, не таких, как я. Я просто побольше пообщалась, больше поняла, но, так, чтобы что-то кардинально изменилось, такого нет.
Спасибо тебе.

– Лена, это у тебя какая группа?
– Эта уже 4-я по счету группа в нашей организации. Каждый год мы проводим такую практику. У меня это первая группа.
– Как тебе группа?
– Очень хорошая. Во-первых, она большая. Во-вторых, девчонки собрались очень активные и им нравится тема. Это 4-й курс Университета, им, примерно, по 22 года.
– Как ты думаешь, что будет после окончания этих школьных занятий?
– Я думаю, они получат полезный для себя опыт в ходе наших занятий. У них изменится отношение к людям с инвалидностью. И, просто, они станут вполне квалифицированными специалистами, будут знать, как общаться с людьми, имеющими инвалидность, будут более образованными в этом плане.
Спасибо тебе.

– Привет. Представься, пожалуйста.
– Татьяна. Учусь на 4-м курсе Педагогического Университета, специальность психолога.
– Чем ты здесь занимаешься?
– Здесь я прохожу практику.
– Почему именно здесь?
– Потому что, мне хотелось по-новому взглянуть на эту проблему, и пообщаться с новыми интересными людьми.
– Получается?
– Да. О, да.
– Нравится?
– Очень. Здесь много интересных, неординарных людей. Например, Лена (Курицына) очень яркая, звезда. Светлана – замечательный человек. Очень много людей хороших.
– Не скучно?
– Нет, нисколько.
– Что собираешься делать дальше, после этих занятий, курсов?
– Будем проводить занятия с детьми разных возрастов и разных классов.
– Что-то у тебя изменилось во взглядах, мыслях после этих занятий?
– Да, изменилось. Поменялось отношение.
– К кому?
– Я раньше не задумывалась о проблеме инвалидности, вообще как-то старалась не думать об этом. А теперь я поняла, что инвалидность – это не преграда в общении между людьми.
– Спасибо большое.

Беседовал Антон Мариниченко

 


НРООИ “Инватур”, г. Н.Новгород, ул. Невзоровых, д. 100, комн. 121;
тел.: 78-74-99, тел./факс: 78-74-81, e-mail: invatur@sandy.ru

Выпуск подготовил Мариниченко А.


Инватур - > Бюллетень - > №3-4(31-32)Март - апрель 2005 г.

P.S.: Если Вы хотите регулярно получать новости и анонсы событий, происходящих в Н.Новгороде, подпишитесь на Рассылку Subscribe.ru, заполнив форму внизу правой колонки этой странички.

Рассылки Subscribe.Ru
InvaInfoNews
Инва новости
Н.Новгорода

Подписаться письмом







Антон Мариниченко

Андрей Анисимов
   

Инватур

Яндекс.Метрика