На страницах сайта собрана информация по теме Нижний Новгород Инвалид Инвалидность реабилитация инвалидов средства реабилитации в Н.Новгороде лечение обучение трудоустройство инвалидов помощь инвалидам Бесплатные юридические консультации для инвалидов

Логотип НРООИ Инватур

Экстаз помогающего

"Инватур"
Н.Новгород,
ул. Иванова 15.
Телефон/факс:
(831) 227-01-23
E-mail:
invatur @ sandy.ru
О нас
История
| Новости | Бюллетень | Библиотека | Проекты | Люди | Партнеры | Координаты | Ссылки
| Карта Доступности | Им нужна помощь
 


№1-2 (29-30) 2005 г.
Сегодня в номере:

О выпуске
- слово выпускающего

Одной строкой…
- вести с полей

Это наша Работа…

Нам пишут

"Спрашивали? Отвечаем!"
– страница СЮЗИ


Подшивка газеты


Проекты:

Образование.

Фотомастерская.

К независимой жизни.

Безбарьерка.

Ресурсная комната.

Кино без барьеров

Нам пишут

Представляем Вашему вниманию статью Татьяны Сорокиной “Повтори 1000 раз”, посвященную центру "Ступени" и опубликованную в газете “Город и горожане” (№7(1042) от 22-28 февраля 2005 г.), а также два рассказа мам о своих детях. В заключение – несколько успешных историй.

ПОВТОРИ 1000 РАЗ

…На площади Советской дует жуткий холодный ветер, который заставляет меня бежать к месту встречи еще быстрее. По дороге налетаю на какого-то прохожего.

"Вы так спешите. Вас, наверное, где-то очень ждут?"

- "Да, конечно!".

На самом деле, я далеко не уверена, ждут ли меня те, к кому я так сильно тороплюсь - дети из службы "Ступени", организованной на базе Центра социальной помощи семье и детям "Журавушка". Вчера мы провели вместе целый день, и, кажется, даже подружились. Но кто знает, как они меня встретят сегодня? Вспомнят ли они меня? И что вообще они могут помнить? Я со своей стороны уверена, что сохраню их в своей памяти надолго. Всех и каждого в отдельности.

Вот Карина, она мулатка. В свои 8 лет, она не произносит ни единого слова, а речь других людей воспринимает просто как некий шумовой фон. Карина не может играть в мяч, вымыть за собой чашку, собрать мозаику. Да что там говорить, гораздо проще перечислить те умения, которые ей доступны. Карина может самостоятельно надеть тапочки, попроситься в туалет и….играть на фортепиано. Нет, это не шутка. Карина, страдающая глубоким аутизмом (о самой этой болезни чуть позже), действительно играет на фортепиано. Не зная нот. Не зная ничего о музыке. Просто музыка – это единственное, что ее привлекает, а в ее доме был инструмент, за который она села и начала играть.

А вот Антон, ему 15. По сравнению с другими детьми из своей группы он умеет очень многое: читать, писать, играть в домино. А уж если начнет кого-то изображать, то трудно не надорвать живот от смеха. У него прямо талант подмечать в людях заметные, индивидуальные черточки и потом их пародировать. При этом Антон никогда не учился в школе, и вообще при-знан необучаемым, так как диагноз, который ему поставлен, называется синдромом Дауна.

Шестнадцатилетняя Настя, имеющая такой же диагноз, как и Карина, также не произносит ни единого слова, и почти не воспринимает нашу речь. Общаться с ней можно только при помощи карточек с рисунками. По ним она понимает, когда нужно идти на музыкальные занятия, когда в столовую на обед, а когда в тренажерный зал. При этом Настя умеет красиво вышивать, шить на машинке, кататься на велосипеде, и выполнять задания на компьютере. Сложив очередную компьютерную мозаику, она поднимает вверх большой палец. Настя знает, что все сделала быстро и правильно и хочет, чтобы ее похвалили.

Сейчас, в эпоху компьютеров и интернет, можно найти тысячи хороших и интересных развивающих игр для детей. Смешарики игры - достойный пример таких игр - в них можно играть прямо сразу, зайдя на сайт.

Всего год существует в нашем городе центр "Ступени", созданный общественной организацией поддержки детей и молодежи "Верас".

14 детей посещают его регулярно 5 дней в неделю, а 49 получают здесь консультации. "Ступени" - уникальный проект, поскольку его воспитанниками стали дети, которые раньше не были нужны никому - ни садику, ни школе, ни государству.

"Ступени" можно воспринимать как своеобразную школу без деления на классы, в которой с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии, занимаются всем тем, что может приблизить их к остальным членам общества, и позволит им в будущем хоть как-то в него интегрироваться. Дети здесь лепят и рисуют, поют и танцуют, играют в развивающие игры, занимаются на компьютерах и тренажерах, а также усваивают элементарные навыки самообслуживания.

А как это выглядит на практике? Давайте заглянем в службу "Ступени" и посмотрим, что здесь происходит, конечно же, стараясь никому не помешать. С утра у ребят общая игра, в чем-то напоминающая всем известный "Каравай". Каждое действие в ней сопровождается пением. Поют, конечно, в основном взрослые, хотя к ним все чаще примешиваются детские голоса. Первое, что бросается в глаза, это то, насколько сильно различаются между собой дети. Некоторые из них плохо ходят, и их водят воспитатели. Есть и такие, которые вполне способны передвигаться самостоятельно, но их все равно приходится водить, потому что ходить они просто… не хотят. Вот, например, Саша. Он - аутист. Все дети встают в круг, водят хоровод, а он сел на диван и раскачивается. Вперед-назад, вперед-назад. Это может продолжаться долго, и кажется, что уже ничто не способно вывести его из этого трансового состояния. Воспитатель Наташа кидает Саше мяч, он ловит его и бросает обратно. Если вы думаете, что заставить аутиста играть в мяч легко, то вы ошибаетесь. Это достижение, которым можно гордиться.

Затем Саша берет в руки подушку, и через мгновение эта подушка летит в меня. Я отбиваю удар, и она летит обратно к Саше. Так мы развлекается минут 15. Думаю, что в любом другом месте наше поведение сочли бы крайне непедагогичным. Но здесь к подобным шалостям относятся снисходительно. Ведь игра "в подушку" - явный признак того, что круг Сашиных интересов расширяется. А расширение контактов с миром – одна из целей работы с аутичными детьми.

На какое-то время в комнате воцаряется тишина. Воспитатель читает вслух Детскую Библию. Что выносят дети из этого чтения, и понятно ли им в этой, прямо скажем, мудреной книге хоть что-нибудь, для меня лично остается загадкой. Но тот факт, что они способны сидеть тихо и просто внимательно слушать невозможно переоценить.

 

В музыкальном зале мы дружно поем караоке. На самом деле, петь здесь способны единицы, но чувствовать музыку и так или иначе на нее реагировать, способны все. Посреди всеобщего ликования три девочки берутся за руки и начинают водить хоровод. Это, совершенно нейтральное, на мой взгляд, событие приводит в изумление воспитателей и музыкального руководителя Наталью Анатольевну Нешпор. Оказывается, такую самостоятельность эти дети проявляют впервые. То есть, ситуацию, в которой один глубокий аутист берет за руку другого аутиста и пускается с ним в пляс, чисто теоретически можно представить. Но в жизни этого не случается практически никогда. То есть, можно сказать, что мы стали очевидцами важного исторического события.

Потом дети обедают, а после обеда у них тихий час. Тихий час проходит под музыку, что мне лично показалось интересной находкой. Оказывается, заснуть под медленный аккомпанемент можно даже тогда, когда вовсе не хочется спать.

По статистике, в Нижнем Новгороде проживает 4 320 детей - инвалидов, около 50% из них имеют умственные и комбинированные ограничения, заболевания психики и нервной системы. С самого рождения они делятся на тех, от кого родители отказались еще в роддоме и на тех, кто остался в семье. В принципе, наше государство не поощряет родителей брать на себя заботу о детях-инвалидах. Мамы детей, посещающих "Ступени", в один голос заявили, что им неоднократно предлагали сдать своего ребенка в "специализированное учреждение" и… родить другого. Рассказывает мама Антона Дорогаева Татьяна Борисовна Скворцова.

"Когда Антошке поставили диагноз - синдром Дауна, для нас закрылись двери всех детских садов и школ. Его никуда не хотели принимать, он вынужден был сидеть целыми днями дома как узник. Вернее, мы с ним были как два узника. Ведь, имея на руках больного ребенка, я не имела возможности выйти на работу. В качестве альтернативы мне предлагали только одно – отдать его в лечебницу для душевнобольных и забыть о его существовании. Почему-то считалось, что ребенку, помещенному в такую лечебницу, не нужно иметь никакого контакта с родными, что, якобы, так будет лучше для него же самого. Побывав однажды в одном из этих учреждений, я поняла, что не хотела бы, чтобы мой сын жил в подобных условиях, которые я даже не берусь описать. Могу лишь сказать, что они ужасны. Но получалось что, либо так, либо никак. То есть, либо избавляешься от ребенка навсегда, либо сидишь с ним дома и решаешь все проблемы сама. Я выбрала второе. Так мы и просидели дома 14 лет, пока не появилась служба "Ступени". Вы даже представить себе не можете, какая эта помощь для нас, родителей, уже не говоря о наших детях. Некоторым кажется, что люди, имеющие отклонения в развитии, лишены нормальных человеческих потребности, что им не нужно ни работы, ни хобби, ни контактов с людьми. А ведь это совершенно неверно! Им тоже хочется общаться, у них есть свои интересы, свои вкусы, свои симпатии и антипатии. Вы бы видели, с каким азартом мой сын каждое утро собирается в "Ступени"! Здесь он многому учится, получает навыки самообслуживания, а, главное, здесь он живет полноценной жизнью".
Двери "Ступеней" открыты с понедельника по пятницу с 10 утра до 3 дня. В ней работают всего девять человек, двое из которых - Кристина и Кати – волонтеры из Германии. Еще в Центре работают психолог, арт-терапевт, невролог, спецпедагог и социальный работник. Иначе как подвижниками этих людей назвать нельзя.

Воспитатели Наталья и Динара единодушны в том, что человек, работающий с такими детьми должен непременно их полюбить и набраться терпения. Иначе у него просто ничего не получится, и никакой профессионализм ему не поможет. Ведь зачастую требуется несколько месяцев работы, на то, чтобы у ребенка наметился хоть малейший сдвиг. Например, много недель ушло на то, чтобы научить Карину самостоятельно надевать тапочки. "Как же вы справляетесь с такими проблемами? Не впадаете ли в растерянность от долгого отсутствия результата?" задаю я вопрос Наташе? - "Нет. Мы придерживаемся такого принципа. Если какое-то действие повторить тысячу раз, то в конце концов оно обязательно получится".
Большинство детей службы "Ступени" имеют значительные отклонения в развитии. Но на мой вопрос, с какой категорией воспитанников работать сложнее всего, педагоги единодушно отвечают: "конечно же, с аутистами". Аутизм – одна из самых загадочных болезней, когда-либо существовавших на земле. Человек, имеющий этот диагноз, живет как бы в неком коконе, имея крайне незначительный контакт с миром. Аутист может обладать довольно развитым интеллектом, но не проявлять его в нашей системе координат. Считается, что некоторая аутичность бывает свойственна людям гениальным, чье мировосприятие отличается явно выраженной нестандартно-стью. По некоторым источникам, неярко выраженным аутизмом страдали Эйнштейн и Ньютон, Чурленис и Врубель. По мнению психиатров, очень точно сыграл роль аутиста Дастин Хоффман в знаменитом фильме "Человек дождя". В "Ступенях" детей с таким диагнозом много. Они живут преимущественно в своем, глубоко интравертном мире, скрытом от нас за семью печатями. Они отделены от нашего мира невидимой плотной пеленой, через которую до них почти невозможно достучаться. "А стоит ли вообще пытаться наладить контакт с человеком, которому поставлен ди-агноз - аутизм? Не проще ли оставить его в покое, и пусть живет, как ему хочется?" - задаю я во-прос Анне Бобровой, менеджеру центра "Ступени", сын которой, семилетний Миша - аутист. "Вы далеко не единственный человек, который высказывает подобную точку зрения. Я и сама раньше так думала. Считала, зачем навязывать сыну какие-то занятия, если у него нет в них потребности? Пусть живет в своем мире. Все равно никто не запретит мне любить его", - отвечает Анна, - "Но потом я поняла, что так рассуждать нельзя. Например, сейчас Миша живет с нами в семье, и мы за ним ухаживаем. Но родители не вечны, и когда-нибудь ему придется жить в окружении других людей. Не умея наладить с ними абсолютно никакого контакта, он просто обречен. Ему необходим хотя бы минимальный навык общения с людьми". Есть и еще одно мнение на этот счет. Многие психотерапевты считают, что аутисты, точно также как и другие дети с отклонениями в развитии, на самом деле хотят общаться с нами и жить в нашем мире, просто для них это трудно, и поэтому мы сами должны пойти им навстречу и помочь.
Многие почему-то считают, что для занятий с детьми, отстающими в развитии, нужны какие-то особые приспособления. Отнюдь, нет. Нужны особые знания, и умения, это - да. Но все остальные вспомогательные средства точно такие же, какие мы используем для обучения обычных детей. Дети из "Ступеней" собирают мозаику, рисуют, лепят из пластилина, шьют на машинках, занимаются на обыкновенных тренажерах и играют на компьютерах в обычные разви-вающие игры. То есть, они во многом похожи на нас, а значит, у нас есть шанс понять их.

В ближайшее время филиал "Ступеней" откроется в Московском районе на базе Центра социальной помощи "Радуга". В нем вам гарантированно предоставят консультацию, а может быть, ваш ребенок станет одним из членов группы.

А теперь самое главное. Все, что делается в "Ступенях" для детей и их родителей, делается абсолютно бесплатно. В это трудно поверить, но легко проверить, позвонив по телефону.

Телефоны службы "Ступени": 17-21-54 и 17-85-04

Таня Сорокина

 

Настя.
Насте не было еще 4 лет, когда мы выбрались в общество (до этого были лишь больница и домашние стены). В феврале 2004 открылся центр "Ступени" и мы стали посещать его почти регулярно. Шло привыкание и адаптация к центру. Было очень тяжело. Настя не умела общаться ни с детьми, ни со взрослыми, всего боялась, были страхи, плач, истерики. Мне приходилось оставаться вместе с ней, так как она у меня всегда плакала без повода, приходили с плачем и ухо-дили в таком же состоянии. Настя совсем не умела ходить: "ножки как плети", я возила ее только в коляске. Ела у меня плохо, ложку держала тоже плохо. Месяц за месяцем шла адаптация в центре и к окружающим. Училась постепенно кушать вместе со всеми, самостоятельно передвигать ноги, держали ее только за руки. Потом были совместные с другими детьми поездки за город. Вместе со "Ступенями" отдыхали на прогулочном теплоходе. Летом, в июле месяце, мы впервые смогли поехать в "Юный нижегородец". Какие впечатления получили мы! Это и свежий воздух, прекрасные места, лес кругом, река Керженец. Настя впервые в жизни искупалась в реке. Все это хорошо, только было тяжело мне, условия бывшего лагеря были не приспособлены для наших детей. На природе Настя все больше и больше находилась без коляски, я и специалисты водили ее за руки. Девочка все больше проявляла самостоятельность. После летней акции "Мы вместе", после приезда изменения, которые произошли с Настей, - налицо. Она уже ходит за одну ручку, а сейчас начинает передвигаться самостоятельно. Эти изменения замечают все специалисты, которые занимаются с Настей. А сейчас нам еще предложили ходить в первую половину дня в детский сад. Моей радости нет границ!

Мама Насти – Нина Шорина.

Саша.
Мой ребенок, когда находился дома, он ничего не умел делать. Не мог себя полностью обслуживать, не умел играть в игры, не различал цвета, не любил ходить гулять, прогулки для нас были в тягость. Единственное, что ему нравилось – слушать музыку и под нее качаться. Еще у него проявляется агрессия в виде щипков и кусания. У моего ребенка аутизм, и поэтому раньше мы не могли отдыхать ни по одной путевке "Мать и дитя". Было немного страшно куда-то с ним выехать. В начале, когда приехали в лагерь, сначала было тяжело адаптироваться, так как был общественный туалет и душ, сушить белье было негде. Но, несмотря на бытовые неудобства, в "Юном нижегородце" нам понравилось.
В лагере мой ребенок научился сам раскачиваться на качелях, ходил со мной за ягодами, с удовольствием ходил на речку, спокойно загорать на берегу. Намного меньше проявлялась агрессия, так как он раньше много щипался и кусался. Саша научился находиться в большом скоплении народа и большом помещении как столовая и обедать вместе со всеми, даже ходил на дискотеку.
Даже на меня саму лагерь "Юный нижегородец" оказал благотворное влияние, так как было много общения, новые знакомства и впечатления.

Мама Саши – Елена Чернова.

История успеха №1
У моего сына Егора 1998 года рождения развивалась опухоль головного мозга и в 2000 году ему была сделана операция в г. Москва в НИИ им. Бурденко. Врачи назначили препараты, имеющиеся в списке бесплатных лекарств.
Однако с декабря 2004 мой сын лекарств не получал. "Нижегородская аптечная сеть", в которой я регулярно их получала раньше, отказалась выдавать медикаменты, сославшись на их отсутствие у поставщика. Я не работаю, поскольку в детский сад ребенка-инвалида не берут и я воспитываю его одна. Стоимость лечения в месяц составляет 20000 руб. Я была в отчаянии, когда через средства массовой информации – радио – не услышала об "Инватуре". Обратившись за помощью к юристу организации, я получила консультацию по ряду вопросов и узнала, как решить мою проблему.
В результате в феврале вопрос о получении бесплатных лекарств частично разрешился и я в данный момент имею жизненно необходимое лекарство для моего сына.
С благодарностью и уважением,

Виноградова Е.В.

История успеха №2
Как все начиналось… В феврале 2004 года мне позвонили из методического отдела СГИ, – где в тот момент я училась на юридическом факультете, – и сообщили, что НРООИ "Инватур" проводит межвузовский конкурс "Ключ к успеху", предложив мне написать конкурсное сочинение. Не питая никаких иллюзий, после продолжительного обдумывания, я всё-таки решила, что терять мне нечего и, написав сочинение, отдала его на конкурс. Видимо, моя работа оказалась довольно сильной. За три дня до конкурса мне принесли приглашение на финал без всяких отборочных туров и полуфиналов. До самого последнего часа я думала, идти или нет, было двойственное чувство, но интерес перевесил. Конкурс прошел информативно, непринужденно подарив мне новые знакомства. А после финала мне было сделано предложение принять участие в образовательной программе для школ города "Уроки толерантности" в качестве педагогатренера. Я согласилась. Так я попала в организацию "Инватур". Пройдя определенное количество обучающих тренингов, я в составе группы ездила по школам города с освоенной программой. Получив педагогический опыт и проверив свои силы, посмотрела на себя несколько иначе и перемены не заставили себя ждать. Познакомившись с юристом Олегом Прохоровым, поступив к нему на практику, я поняла, что профессию выбрала правильную. И занялась ей, смогла решить для себя, что мне нужно. Студенты-юристы, которые работали в команде Прохорова О.Ю., и в команду меня приняли. На их примере я училась, они мне помогали во всем. Мы сдружились, я почувствовала себя с ними на равных, несмотря на то, что они – без инвалидности, а я – с ней, родимой. На тот момент юридический факультет Лобачевского был для меня всего лишь мечтой, хотя я знала, что качественное образование можно получить только там. Но, понимая свое положение, в свое время я поступила в Современную Гуманитарную Академию. Там училась хорошо, но чувствовала, что чего-то не хватает.
На свой страх и риск я поступила следующим образом: пошла в ННГУ узнавать, могу ли я перевестись на юридический факультет университета. Это был первый шаг в неизвестность. Не скажу, что было, как в сказке, быстро и радостно, но сейчас я студентка ННГУ. Я знаю, что это моя первая и, надеюсь не последняя победа. Она мне далась не легко, но от того она так важна для меня. Я билась, пыталась, – я ее заслужила.
Спасибо юристам "Инватур" за то, что разглядели во мне начинающего юриста.
Несмотря ни на что, нужно биться и бороться всегда.

Белоконь Светлана.

 

История успеха №3
В 17 лет я получила серьезную травму позвоночника, в результате чего передвигаюсь с помощью инвалидной коляски, т.к. больше не могу ходить. До травмы я успела получить неполное среднее образование (9 классов). А потом – лечение, лечение и ещё раз лечение. И я начала считать, что жизнь закончена, а инвалиду образование – ни к чему. Но спустя 12 лет, когда НРООИ "Инватур" , в которой я работаю консультантом, занялась реализацией проекта "Юридическая защита прав инвалидов России: доступность образования", мое мнение изменилось. Я поняла, что многого могу достичь, но ключ к достижениям – хорошее образование.
И вот, в 28 лет я решила вновь сесть за школьную парту, в чем мне помогли и поддержали, да и поддерживают по сей день, мои коллеги из "Инватура". Поначалу было сложно. Спустя столько лет трудно вспомнить хоть что-нибудь из того, что знала раньше. А если еще учесть, что и раньше особыми успехами в учебе не отличалась, то тогда и вовсе легко представить, что мне пришлось пережить. Если бы я не была “в теме проекта” и мне не помогали мои коллеги, то, скорее всего, я никогда бы не осмелилась на столь ответственный шаг. Теперь я оканчиваю 12 класс вечерней школы и планирую поступать в ВУЗ, но сомневаюсь (проект заканчивается) – а вдруг что-нибудь не получится?..

Куполова Светлана.

История успеха №4
Я учусь специальной психологии в Нижегородском педагогическом университете. С 15 марта по 25 апреля 2004 года я проходила практику в общественной организации "Инватур". Её деятельность направлена на помощь инвалидам. Работают здесь инвалиды. Это замечательная организация. Я очень рада, что проходила практику именно здесь. Коллектив Инватура очень сплоченный, дружный и доброжелательный. Инватуровцы с пониманием относятся к своим коллегам, а также к нам – практикантам. За время, что я провела с этой организацией, я стала лучше понимать проблемы инвалидности, возможности инвалидов, стала задумываться о том, как живут инвалиды, сколько их, чем им можно помочь и чем могу помочь конкретно я, чтобы они чувствовали себя более уверенно и могли достичь своих целей.
Я присутствовала на финале конкурса среди студентов-инвалидов. Конкурс произвел на меня большое впечатление. Я увидела, что студенты-инвалиды ставят перед собой цели, идут к их достижению. Им приходится трудно, но главное – верить и стремиться к цели. И если общество будет знать о проблемах инвалидности, о том, что оно в силах помочь, инвалидам будет легче адаптироваться в нём. Они смогут, как и люди без инвалидности, вести обычную жизнь, гулять, ходить по магазинам и т.д., учиться, работать.
Организация "Инватур" ведёт просветительскую деятельность. Я тоже проводила занятия в школе. Мне очень понравилась, детишки отнеслись ко всему с пониманием.
Организация "Инватур" проводит ещё одну очень важную работу – поддержку инвалидов. Я думаю, что в дальнейшем эта организация будет более обширной, хотя она и сейчас широко известна.
Я желаю успехов коллективу организации. Ваша организация необходима и важна. Общество должно понять, что инвалиды – такие же люди, как и все остальные, без инвалидности.

Шигалова Елена

 

 

 

НРООИ “Инватур”, г. Н.Новгород, ул. Невзоровых, д. 100, комн. 121;
тел.: 78-74-99, тел./факс: 78-74-81, e-mail: invatur@sandy.ru

Выпуск подготовил Мариниченко А.


Инватур - > Бюллетень - > №1-2 (29-30) Январь – февраль 2005 г.

P.S.: Если Вы хотите регулярно получать новости и анонсы событий, происходящих в Н.Новгороде, подпишитесь на Рассылку Subscribe.ru, заполнив форму внизу правой колонки этой странички.

Рассылки Subscribe.Ru
InvaInfoNews
Инва новости
Н.Новгорода

Подписаться письмом







Антон Мариниченко

Андрей Анисимов
   

Инватур

Яндекс.Метрика