На страницах сайта собрана информация по теме Нижний Новгород Инвалид Инвалидность реабилитация инвалидов средства реабилитации в Н.Новгороде лечение обучение трудоустройство инвалидов помощь инвалидам Бесплатные юридические консультации для инвалидов

Логотип НРООИ Инватур

Экстаз помогающего

"Инватур"
Н.Новгород,
ул. Иванова 15.
Телефон/факс:
(831) 227-01-23
E-mail:
invatur @ sandy.ru
О нас
История
| Новости | Бюллетень | Библиотека | Проекты | Люди | Партнеры | Координаты | Ссылки
| Карта Доступности | Им нужна помощь
 


№10-12 (26-28) 2004 г
Сегодня в номере:

О выпуске
- слово выпускающего

Одной строкой…
- вести с полей

Мировые новости
- инвалидное движение в России и не только

Это наша Работа…

Наша Молния

Нам пишут

"Спрашивали? Отвечаем!"
– страница СЮЗИ

Объявления

Неизвестный Интернет
- страница Оли Зотовой


Подшивка газеты


Проекты:

Образование.

Фотомастерская.

К независимой жизни.

Безбарьерка.

Ресурсная комната.

Кино без барьеров

Нам пишут

Анализ современной российской инвапрессы.

Инвапресса в России, или пресса, посвященная проблемам инвалидов, имеет достаточно долгую историю. Первая газета для инвалидов в России стала выходить почти 200 лет назад и называлась она "Русский инвалид". Ее учредителем стал коллежский советник, чиновник Юстиц-коллегии Пауль-Вильгельм (Павел Павлович) Помиан-Пезаровиус с целью "вспоможения инвалидам, солдатским вдовам и сиротам". В то время благое намерение чиновника было поддержано как императрицей Марией Федоровной, так и многими российскими промышленниками, купечеством, офицерством, иностранными предпринимателями. Но в 1917 году газета прекратила свое существование и возродилась лишь в феврале 1992 г.
Само появление понятия, - инвапресса, - было отнюдь не случайным. С одной стороны, появилась острая необходимость в более глубоком, детальном, объективном и грамотном освещении проблем инвалидов. С другой стороны, отделение газет и других изданий об инвалидах от общей прессы указывало на все более ощутимое выделение инвалидов в более или менее обособленную группу со своими интересами и проблемами внутри общества.
Бурное развитие Интернета в конце 20 в. привело к появлению в Рунете электронных версий большинства печатных изданий. Новые веяния коснулись и инвапрессы, которые привели к появлению электронных версий многих изданий, виртуальных представительств организаций инвалидов, отдельных информационных порталов и т.д.
Но большую часть инвапрессы, естественно, занимают газеты, которые способны наиболее полно обеспечить глубину, своевременность, последовательность и актуальность в изложении конкретных проблем. Именно газеты можно назвать максимально информативными и, в то же время, максимально интересными изданиями для достаточно широкого круга читателей. Наиболее популярными в настоящее время являются следующие газеты для инвалидов: "Русский Инвалид", "Мы – часть общества", "Надежда", "Петербургский Инвалид", "Вместе".
Инвапресса, в отличие от ряда других изданий, имеет свою специфику – относясь к так называемым "социальным изданиям", ей достаточно трудно быть прибыльной, а значит перед редакторами таких изданий часто стоит проблема поиска средств. Несмотря на все эти сложности, современная российская инвапресса ставит перед собой немало практических задач, и, как показывает опыт, по крайней мере, ряд этих проблем ей удается решить. Одна из них – это правовое просвещение инвалидов. Незнание своих прав делает людей в какой-то мере бесправными. Не знают законов – значит, не борются за их соблюдение. Такое положение дел и заставляет многие социальные издания печатать на своих страницах законы, имеющие непосредственное отношение к инвалидам, и давать квалифицированные консультации по возникающим вопросам.
Нашего внимания при анализе современной российской инвапрессы заслуживают и отдельные сайты. Немало так называемых узкоспециальных, или тематических, сайтов посвящено одному конкретному заболеванию. Примером может стать Диабетическое информационное агентство, расположенное по адресу: www.diabet-news.ru, и полностью посвященное проблемам людей, страдающих диабетом. Сайт содержит большое количество новостей, рецептов блюд для диабетиков, перечень ресурсов, библиотеку и т.д., и, таким образом, имеет огромное практическое значение.
Сайт Башкирской республиканской организации всероссийского общества инвалидов является типичным образцом сайтов определенных организаций. Стандартный набор рубрик – спорт, туризм, культура – освещает, как правило, те мероприятия, которые и проводятся данной организацией. Но помимо этих рубрик "виртуальное представительство" такой организации может содержать другие разделы.
Немаловажным источником конкретной практической информации для инвалидов являются и книги. Здесь нельзя не упомянуть Пермский РИЦ "Здравствуй", предлагающий такие пособия, как перевод английского автора Д. Кастона "Сделай свой дом удобным, если возраст или здоровье подводит" или "Болезнь и я". К сожалению, опыт зарубежных издательств в этой области значительно богаче, в чем легко можно убедиться, посетив их сайты и ознакомившись с их каталогами.
В море электронной инвапрессы темой отдельного разговора может стать "статус" многочисленных персональных страничек инвалидов. Как известно, инвапресса, возможно, в отличие от просто прессы, носит не только информационный, но и "побудительный" характер: подталкивает инвалидов к активному образу жизни, к получению образования, поиску работы, к знакомству друг с другом, и многому другому. Поэтому личные странички инвалидов, на которых можно послушать музыку собственного сочинения владельца сайта, или почитать его стихи, или увидеть его графику, вполне могут считаться частью электронной инвапрессы, таким образом выполняя вышеуказанную функцию (для знакомства с персональными страничками можно посетить сайт Эмиля Никитина по адресу: www.dj_em.da.ru/).
В заключении хотелось бы с радостью заметить, что, несмотря на ряд объективных трудностей, которые являются постоянными (непроходящими), а порой и непреодолимыми, инвапресса в России не только и не просто живет, но и в какой-то мере развивается. И это развитие выражается скорее не в том, что в отдельных регионах появляются свои издания инвапрессы, или в увеличении тиража той или иной газеты, а скорее в том, что инвапресса, наравне со спортивной или политической, нашла свою нишу и уже есть опыт, когда потребность в ней отпадает. Из этого опыта можно сделать вывод, что диалог между инвапрессой и общей прессой не только возможен, но и при правильном его построении вполне результативен. И в этой связи, мы должны задать вопрос: может, нам всем следует к этому стремиться?

Захарова Олеся, г. Набережные Челны.

 

Немного о себе:
Меня зовут Захарова Олеся Александровна. Я живу в г. Набережные Челны и являюсь инвалидом I группы. В 2004 г. я закончила с отличием педагогический университет, получив специальность учителя английского языка. И сейчас я нахожусь в постоянном поиске путей применения своих знаний. В современной России всем нелегко, не говоря уже о тех, кто имеет хоть какие-то физические ограничения. И это не просто стандартная фраза для доклада или статьи, а та самая реальность, которая не требует своего признания как факта, а ждет конкретных решений для своего улучшения. Но даже в этих условиях я все-таки не теряю надежду стать профессиональным переводчиком и найти постоянную работу. Ведь не все зависит от государства, экономического положения в стране или международной обстановки, а многое зависит от самого человека, т.е. от его характера, стремлений, желаний и … силы воли. Именно поэтому я думаю, что у каждого человека есть свой шанс. Но он не падает на голову, а его надо найти. А, как известно, это относится ко всем и без исключений. Поэтому нет необходимости смотреть на человека с каким-либо физическим недостатком с особой жалостью, как на некую обузу для общества, а надо лишь где-то практически помочь ему, создать пару дополнительных условий и не выделять как нечто нуждающееся в жалости. Конечно, один человек или даже группа людей не может решить глобальную проблему (например, найти лекарство от неизлечимой болезни), но он вполне может сделать то, о чем я говорю. Мне все чаще кажется, что оказать практическую помощь способна и инвапресса. Возможно, я полна детской наивности, необоснованного оптимизма и я слишком безрассудный энтузиаст, но я действительно в это верю – искренне, всей душой и всем сердцем. Я одна такая или кто-то еще хочет присоединиться?

 

 

Конференция ТАSH (Reno, Nevada, 17-20 ноября, 2004)

Цель конференции – увеличение поддержки для семей с детьми и подростками с инвалидностью, самоадвокатства, поддержки профессионалов; объединение усилий в достижении равных прав и возможностей для людей с инвалидностью; обмен информацией и опытом; поддержка успешных историй и трансляция этого опыта; продвижение индивидуальной качественной поддержки, продвижение законотворчества в защиту людей с ограничениями.
Конференцию открывали Паула Клафф – профессор, доктор наук, специальный педагог, фасилитатор инклюзии, член ТASH, работает по обучению детей с аутизмом в инклюзивном классе, Лаура Сан Джиакомо – актриса, мать ребенка с инвалидностью, Дон Бартлетт – человек с инвалидностью, который, несмотря на свои ограничения речи, стал публичным выступающим и писателем.
На конференции были представлены доклады и презентации из разных стран, была организована выставка литературы по проблемам инвалидности, большое внимание было оказано проблемам аутизма и множественной инвалидности.
Нашей группой был представлен доклад и презентация на тему:
"Родители и активисты с ограничениями в России предпринимают действия для снятия барьеров к инклюзивному образованию"
Нетрудоспособность в России
В России около 10 миллионов людей с ограничениями, и около 700 000 из них – дети и подростки в возрасте до 18 лет. В России люди с ограничениями традиционно были изолированы от общества
Во время 1990-х, в связи с критическим положением неправительственных организаций, работающих с людьми с ограничениями и родительских организаций и проходом законодательных инициатив для людей с ограничениям, произошли значительные изменения для улучшения качества жизни людей с ограничениями. Сегодня программы по трудоустройству и занятости и программы по интегрированному образованию для людей с ограничениями были начаты в нескольких городах России. Официальные правительственные лица публично обращали внимание на проблемы недоступности и недостаточной поддержки сообщества людей с ограничениями.
Несмотря на эти позитивные изменения, люди с ограничениями в России все еще ежедневно подвергаются дискриминации, а также сталкиваются с физическими барьерами на образование, трудоустройство, отдых, семейную жизнь и участие в жизни общества. Хотя законодательство по недееспособности передалось на федеральные и локальные уровни, механизмы выполнения процедур по созданию доступных общественных мест, исполнение законодательства декларативно и неэффективно. Кроме того, в августе, несмотря на протесты на всей территории страны, российское правительство утвердило законопроект, который заменит льготы (льготы на транспорт, оплату медикаментов, …) субсидиями, изменяя систему всеобщих льгот Советского государства и аффективно воздействуя на жизни миллионов граждан с ограничениями в России. Родители ребенка с ограничениями смогут получить компенсацию приблизительно $ 15, ограниченное медицинское обслуживание и свободную медицину. Эти фонды дополнят мизерную ежемесячную пенсию $ 40-70 / месяц, которую получают в России родители детей с ограничениями, в большинстве своем, - одинокие матери.
Образование: права и реальность.
Статья 43 Конституции в России гарантирует право каждого человека на образование и Федеральный закон по социальной защите инвалидов гарантирует, что правительство должно создать все необходимые условия для всех людей с ограничениями для получения ими основного начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с нуждами и возможностями, каждого человека с ограничениями. Дети и подростки с ограничениями имеют право получить образование в общеобразовательной школе вместе со своими сверстниками.
Однако, статистические вычисления показывают другую картину. Согласно данных Министерства Образования, имеются приблизительно 1,500,000 детей школьного возраста со специальными нуждами в России, 500,000 из них официально признаны детьми-инвалидами. В 2003 приблизительно 30,000 из этих детей обучались дома, 200,000 в специализированных школах или классах, малая часть таких детей обучалась в общеобразовательных школах и, по данным движения людей с ограничениями и их родителей, остальная часть этих детей - больше чем 150,000 - не получали никакого образования вообще. Только 20 из 89 территориальных регионов России имеют специальные образовательные учреждения всех видов, которые удовлетворяют всем нуждам детей с ограничениями. В результате, много детей с ограничениями вынуждены жить и ходить в специальные школы далеко от их семейств.
Дети и молодые люди с ограничениями имеют огромные барьеры к их Конституционному праву на образование: они получают заключение "необучаемый", данное детям после краткой проверки; сталкиваются с отсутствием обученных специалистов; с физически недоступными школами; учителя и школьные / университетские директора, часто неосведомленные или дезинформированы относительно проблем инвалидности; отсутствие доступного общественного транспорта в городах; отсутствие средств, оборудования и служб для студентов с ограничениями; и преобладающие социальные неправильные представления, стереотипы и практика дискриминации.
Неправительственные организации родителей детей с ограниченными возможностями.
В 80-х и 90-х годах родители детей с нарушениями психического и физического развития начали родительское движение, потому что они не были согласны с тем небольшим выбором, который им был предложен. Родители, которые решили воспитывать своих детей дома, нашли поддержку от объединения самих себя и НКО родителей с детьми с ограничениями. Некоторые родители уже ознакомлены с тем, как стать социальным адвокатом, чтобы защищать права своих детей. Их вера в то, что их дети могут и станут полноценными членами общества, когда их права человека признаны и реализованы, мотивировал их, для продолжения борьбы против неосведомленных и неблагосклонных политиков.
Однако, многие из таких групп не были очень эффективными в их усилиях защитить права своих детей и получить доступ к необходимым службам для них чтобы жить полноценной жизнью. Это происходит по нескольким причинам: 1) родители не знают права человека и юридические права своих детей, 2) они не имеют необходимых навыков по адвокации прав своих детей, 3) они не имеют необходимых навыков для успешного ведения переговоров с людьми, принимающими решения, 4) они не имеют возможностей или умений для поиска активной поддержки у фондов, 5) они недостаточно организованы и не имеют юридических знаний для объединения усилий с другими НКО родителей, 6) они не являются часть большой национальной коалиции и поэтому у них нет поддержки от НКО людей с ограничениями. Как результат, они часто надеются на изменение отношения, вместо того, чтобы требовать равных прав для своих детей.
Деятельность НКО людей с инвалидностью и родителей
В 2003 году РООИ "Перспектива" – Российская НКО по работе с людьми с ограничениями, основанная в 1997 году – вместе с региональными партнерами НКО начала реализовывать проект, цель которого – продвижение инклюзивного образования, усиление инвалидных и родительских НКО по защите равных возможностей на образование и формирования коалиции родителей, молодых активистов с ограничениями, преподавателей и юристов-профессионалов, чтобы работать более эффективно по достижению цели инклюзивного образования. Исполнители – родители из 2 регионов России: Самара и Нижний Новгород, и один активист с ограничениями из Москвы – будут дискутировать о ситуации в России о недостаточном доступе к образованию в России для детей с ограничениями, проблемах, с которыми сталкиваются родители детей с ограничениями при получении ими возможности образования , и в итоге они будут дискутировать что делает РООИ "Перспектива" и региональные партнеры для изменения ситуации:
1. Введение адвокации и публичное образование активистов, включение продвижения публичных заявлений и фильмов.
2. Образование родителей, юристов, преподавателей и официальных лиц
3. Изучение исследований, мнений по отношению к инклюзивному образованию.
4. Создание коалиции и сотрудничества с юристами для более эффективного продвижения прав детей с ограничениями
5. Поддержка родителей для становления более эффективными адвокатами.
Мы также рассказали об организациях, которые представляем: "Инватур", "Верас" (Нижний Новгород), "Десница", "Парус надежды" (Самара), Гагаринское отделение ВОИ (Москва).
После презентации было задано много вопросов, которые касались статистики по образованию детей-инвалидов, причин необучаемости большого количества детей с инвалидностью, мнения дефектологов России и наших действий по преодолению барьеров на пути к образованию детей-инвалидов.
Мы посетили секцию, на которой представлялся доклад: "Специальная и смешанная инклюзивная модель образования в детском саду". Суть этой модели: десять учеников с инвалидностью и десять учеников без нее были объединены в класс для совместного обучения. Специальный педагог, обучавший детей с инвалидностью в детском саду, продолжил их обучение и в начальной школе. Таким образом был решен вопрос преемственности между педагогами. Также во время доклада много рассказывалось о методике и структуре совместного обучения детей. После такого обучения в течение 2 лет педагоги отметили положительность инклюзии не только для детей с ограничениями, но и для обычных детей. В этом классе обучение проходит с помощью команды педагогов. Успешная работа возможна только при полном взаимопонимании.
Мы посетили презентации Польши, Словакии, Тайваня. На них обсуждались проблемы: недостаточная подготовка учителей для работы в инклюзивных классах, отсутствие программ, влияние дефектологии, трудности принятия ребенка с инвалидностью в школу, административные барьеры, отсутствие поддержки детям с невидимой инвалидностью, медицинский подход к пониманию инвалидности в специальных школах.
Презентация Ирландии была посвящена вопросам создания обучения в высшей школе молодых людей с интеллектуальными ограничениями. Был создан курс, для людей с интеллектуальными ограничениями, на котором студенты обучались знанию своих прав, возможности получить свои права и воспользоваться ими, после окончания курса они получали сертификат.
Презентация Великобритании-Ирландии "Перспективы обучения учителей для увеличения практики инклюзии". Эта презентация рассказывала о сравнении подготовки учителей в Великобритании и США, эффективности обучения учителей в этих странах.

Презентация Великобритании-Ирландии «Перспективы обучения учителей для увеличения практики инклюзии»

Выводы: необходимость обмениваться опытом между странами для продвижения инклюзивного образования, развитие правозащитной деятельности, укрепление общественных организаций инвалидов и их родителей, развитие поддержки людей с инвалидностью на местах, разработка программ поддержки учителей, работающих в инклюзивных классах.

Консультант НРООИ "Инватур" , мать ребенка-инвалида Анна Боброва.

 

 

НРООИ “Инватур”, г. Н.Новгород, ул. Невзоровых, д. 100, комн. 121;
тел.: 78-74-99, тел./факс: 78-74-81, e-mail: invatur@sandy.ru

Выпуск подготовил Мариниченко А.


Инватур - > Бюллетень - > №10-12 (26-28) октябрь – декабрь 2004г.

P.S.: Если Вы хотите регулярно получать новости и анонсы событий, происходящих в Н.Новгороде, подпишитесь на Рассылку Subscribe.ru, заполнив форму внизу правой колонки этой странички.

Рассылки Subscribe.Ru
InvaInfoNews
Инва новости
Н.Новгорода

Подписаться письмом







Антон Мариниченко

Андрей Анисимов
   

Инватур

Яндекс.Метрика