На страницах сайта собрана информация по теме Нижний Новгород Инвалид Инвалидность реабилитация инвалидов средства реабилитации в Н.Новгороде лечение обучение трудоустройство инвалидов помощь инвалидам Бесплатные юридические консультации для инвалидов

Логотип НРООИ Инватур

Экстаз помогающего

"Инватур"
Н.Новгород,
ул. Иванова 15.
Телефон/факс:
(831) 227-01-23
E-mail:
invatur @ sandy.ru
О нас
История
| Новости | Бюллетень | Библиотека | Проекты | Люди | Партнеры | Координаты | Ссылки
| Карта Доступности | Им нужна помощь
 


№5-7(21-23) 2004 г
Сегодня в номере:

О выпуске
- слово выпускающего

Одной строкой…
- вести с полей

Мировые новости
- инвалидное движение в России и не только

Это наша Работа…

От первого лица

Наша Молния

"СЮЗИ. Год работы"
– страница СЮЗИ.

Объявления

Неизвестный Интернет


Подшивка газеты


Проекты:

Образование.

Фотомастерская.

К независимой жизни.

Безбарьерка.

Ресурсная комната.

Кино без барьеров

О выпуске (Коротко о некоторых рубриках).

О выпуске

Девиз этого выпуска: "Поменьше картинок, побольше информации". :)

Коротко о некоторых рубриках.
Одной строкой (вести с полей) – В этой рубрике мы знакомим читателя со всеми основными событиями, произошедшими в Инватуре и его окрестностях после выхода предыдущего номера вестника. Только факты. Одной строкой. Кратко (иногда с комментариями). Без изысков…Некоторые из этих событий будут рассмотрены более подробно, широко и всесторонне на следующих страницах выпуска. Некоторые…– останутся одной строкой…
Это наша Работа… – то, что не уместилось в Одной строке.
От первого лица – в этой рубрике реальные люди рассказывают о своем личном опыте в решении проблем, так или иначе связанных с инвалидностью.
Наша Молния – острые материалы, направленые на защиту прав людей с инвалидностью, срочные репортажи, и т.д. – все это находится именно здесь.
"СЮЗИ. Год работы" Страница СЮЗИ – – в этом выпуске руководитель Нижегородского представительства СЮЗИ (Союз Юридической Защиты Инвалидов) рассказывает об истории создания Нижегородского представительства СЮЗИ, о его работе. Напоминаем, что сотрудники Нижегородского представительства СЮЗИ производят консультации по понедельникам и четвергам с 12 до 17 часов по телефонам в Н.Новгороде 78-74-99, 78-74-81.
"Неизвестный Интернет" – Встречайте: Интернет-обзоры Екатерины Деминой.

Поехали…

Одной строкой… вести с полей

- Май. НРООИ "Инватур" подготовила материалы к коллегии Министерства труда и со-циальной защиты, на которой обсуждался проект ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ НА 2005 – 2007 ГОДЫ "СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ". В проект вошли, следующие пункты, в реализации которых планировал участвовать "Инватур":
1. Создание службы профессиональной опеки и интеграции инвалидов
2. Проведение конкурсов профессионального мастерства
3. Организация курсовой профессиональной подготовки инвалидов

- Май. Проведено 29 индивидуальных консультаций по вопросам трудоустройства.

- Май. В реабилитационном центре "Журавушка" проведено 12 консультаций детей-инвалидов и их родителей (24 человека), даны рекомендации по составлению ИПР.

- Май. Проведение групп взаимной поддержки для родителей детей инвалидов. В реабили-тационном центре "Журавушка" проведены ГВП по темам "Лекарства. Как получить ме-дикаменты, для лечения ребенка", "Как бороться со страхами ребенка", "Пути развития ребенка с ограничениями" (ОБОИД "Преодоление"), "Нетрадиционные методы лечения".

- Май–июнь. Реализация микропроекта "Школьный автобус". Как шаг к решению проблемы доставки детей-инвалидов к образовательным учреждениям, НРООИ "Инватур" совместно с НРООПДиМ "Верас" реализует проект по доставке детей с задержкой развития в Службу Социальной Адаптации и Обучения "Ступени" при Муниципальном Центре "Журавушка".

- 6 мая. Участие в ОБЩЕГОРОДСКОЙ ЯРМАРКЕ ВАКАНСИЙ УЧЕБНЫХ И РАБОЧИХ МЕСТ Информация о проекте "Трудоустройство инвалидов: Интегрированный подход" была размещена на стендах районных центров занятости. Достигнута договоренность с представителем Торгово-промышленной палаты об участии в аналогичной ярмарке, которая состоится в сентябре.

- 12 мая. Круглый стол по проблемам трудоустройства со специалистами районных департаментов труда и социальной защиты, образования и представителями общественных организаций г. Дзержинска.

- 12 мая. Участие в круглом столе правозащитных организаций региона в г. Дзержинске
Участвовали представители 7 правозащитных, молодёжных и антифашистских организаций региона, 3-х СМИ и Администрации г. Дзержинск. Участники поделились опытом информационной, просветительской и правозащитной деятельности. Сотрудники "Инватур" рассказали об опыте школьных занятий. Обсуждалась возможность проведения подобных занятий совместно с антифашистскими организациями. Проведено предварительное обсуждение кандидатуры Представителя Президента по правам человека в регионе от общественных организаций

- 13 мая. Участие в круглом столе со специалистами по теме "Механизмы межсекторного взаимодействия по вопросам развития предпринимательства среди лиц с физическими ограничениями", организованном Межрегиональной Общественной Организацией инвалидов по зрению (МООИ) "Камерата".
Участвовали: 2 представителя Областного Законодательного Собрания; 3 представителя Министерства Труда и социальной Защиты Нижегородской области; 2 представителя БМСЭ; 1 представитель Городского Департамента Промышленности и Предпринимательства; 6 представителей СМИ; 11 представителей общественных организаций инвалидов из Нижегородской области и ПФО
Участники обсудили опыт развития предпринимательства среди инвалидов в Волгограде, ход проекта в Н. Новгороде.
В Н. Новгороде проведено исследование, согласно которому многие инвалиды желают обучаться предпринимательству. Уже набрана группа из 114 человек, готовых к обучению. Органы власти поддержали эту идею, обещав всевозможную помощь в реализации программы в регионе. Участники пришли к выводу, что самозанятость и предпринимательство – это наиболее перспективные направления решения вопроса трудоустройства инвалидов. Для этого в Н. Новгороде сложились наиболее благоприятные условия.
После круглого стола "Инватур" договорился с МООИ "Камерата" о стратегическом партнёрстве в области продвижения идей предпринимательства среди инвалидов и объединения ресурсов двух организаций.

- 21 мая. В сотрудничестве с организацией инвалидов "Галс" проведение тренерами-волонтерами выездных школьных занятий в общеобразовательных школах города Семенова. Приняло участие 50 учеников 9-х классов. Заключена договоренность о подготовке школьных ведущих из числа молодых инвалидов и волонтеров в г. Семенове.

подготовка школьных ведущих из числа молодых инвалидов и волонтеров в г. Семенов

- 8 июня. Проведение семинара для молодых инвалидов в г. Дзержинске в санатории "Пушкино". В ходе семинара участники семинара узнали много нового и интересного в плане образования и трудоустройства. Задавалось множество вопросов по юридической части, на которые юристом организации были даны исчерпывающие ответы.

- 15 июня. Проведение в НОРЦИ круглого стола с представителями Министерства образования и науки Нижегородской области во главе с Министром образования и науки Наумовым С.В. "Создание доступной среды для обучения детей-инвалидов-колясочников". Во время обсуждения участники Круглого стола пришли к решению о создании рабочей группы с целью проведения мониторинга потребностей и определения школ, которые будут переоборудованы.

- 23-25 июня. Участие в международной конференции "Инклюзивное образование: перспективы развития в России" (г. Москва).

- 28 июня. Проведение в Муниципальном Центре помощи семье и детям "Ариадна" (г. Городец) семинара по проекту "Юридическая защита прав инвалидов: доступность образования".

- 30 июня. Проведение в областной библиотеке им. Ленина круглого стола "Юридическая защита прав молодежи" с участием Министра образования и науки Нижегородской области Наумова С.В., заместителя министра труда и социальной защиты Нижегородской области Малышкина.

- Июнь. Достигнута договоренность с организацией инвалидов "Василиса" Балахнинского района сотрудничестве в подготовке ведущих школьных занятий в г. Балахне.

Балахна семинар инвалидность

Балахна семинар инвалидность

Балахна семинар инвалидность

Балахна семинар инвалидность

Балахна семинар инвалидность

- Июнь. В партнерстве с НРООПДиМ "Верас" оказано индивидуальное сопровождение 2 детям – инвалидам и их родителям при прохождении ПМПК и составлении ИПР в БМСЭ, один ребенок получил рекомендации для посещения детского сада – санатория, второй ребенок, ранее имевший заключение ПМПК необучаемый, получил рекомендации о приеме в специальную школу на домашнее обучение.

- Июль. Проведена 21 индивидуальная консультация молодых инвалидов по проблемам трудоустройства. Оказана помощь в составлении резюме и даны рекомендации по поиску работы.

- Июль. Разработаны, сделаны и сданы в тираж стикеры по проекту юридической защиты. Закончены и напечатаны пробные экземпляры 3-х социальных плакатов по проблеме инвалидности. Ведется работа над следующими образцами серии.

плакат на тему инвалидности инвалид на коляске


 

плакат на тему инвалидности инвалид на коляске


плакат на тему инвалидности инвалид


- 12 по 30 июля. В партнерстве с НРООПДиМ "Верас" в рамках проекта "Вместе мы сильны" на базе МУ "Центр социальной помощи семье и детям "Юный нижегородец" организован Летний лагерь для детей с ментальными нарушениями и их родителей из городов Нижегородской области и соседних регионов (г. Пенза и г. Киров). Подробнее см. стр. 52.

плакат на тему инвалидности инвалид на коляске

 

 

 

Тема выпуска:

Доступное образование
и Министерство Образования
Часть 1
Один сюжет на ТВ и шесть месяцев рутины


Под рутиной мы подразумеваем шесть месяцев попыток добиться от Министерства Образования и Науки Нижегородской области хоть сколько-нибудь внятных комментариев по поводу исполнения Постановления Правительства Нижегородской области № 24 от 27.01.2003. Этим актом утверждена Областная Целевая Программа "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области". По настоянию общественных организаций инвалидов, входящих в коалицию "Образование – право для всех", в Целевую Программу включены 8 школ Нижнего Новгорода, которые в течение 2003-2005 годов должны быть приспособлены к требованиям доступности для инвалидов.
К сожалению, в 2003 году средства на ее реализацию не могли быть заложены в бюджет. К концу 2003 года стало окончательно ясно, что Министерство Образования, являясь исполнителем Целевой Программы в части, касающейся средних школ, не выполняет обязанности, возложенные на него Правительством. По информации полученной нами из Министерства труда и социальной защиты, несмотря на их обращение сделанное в августе 2003 года, в 2004 году средства вновь запрошены не были.
Проанализировав ситуацию и получив поддержку Законодательного Собрания Нижегородской области, Министерства Труда и Социальной Защиты Нижегородской области и ряда общественных организаций, НРООИ "Инватур" начала активную деятельность по изменению ситуации. В этой связи, мы обратились в Министерство образования, департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации г. Н. Новгорода с запросом (исх. 117/03 от 21 декабря 2003 г.), будут ли выделены средства на 2005 год. Одновременно началась переписка руководства "Инватур" с Министерством, подготовка юристов к возможному разрешению конфликта в судебном порядке и информационная деятельность с широким привлечением СМИ.
В этот момент региональные СМИ впервые узнали о факте неисполнения Постановления Правительства Нижегородской области. Материал, вброшенный в СМИ, выглядел следующим образом.

КАК ОСУШИТЬ "БОЛОТЦЕ"?

В январе прошлого года в Нижегородской области принято постановление Правительства, согласно которому 8 школ города должны быть оборудованы с учётом потребностей детей-инвалидов. Исполнителем Постановления является Министерство Образования и Науки Нижегородской области. На данный момент постановление не исполняется. Эта проблема обсуждалась на Круглом Столе в Областном Законодательном Собрании Нижегородской области, состоявшемся 5 декабря. К сожалению, тогда мы не получили от Министерства никаких внятных комментариев по этому поводу
21 декабря 2003 года организация "Инватур" направила в Министерство официальный запрос по данной проблеме. В нарушение предусмотренных законодательством сроков официального ответа не последовало. Сегодня сотрудники "Инватур" начали собственное расследование по этому поводу, и сегодня же в наш офис пришёл официальный ответ, датируемый 27 января. Видимо в Министерстве не понимают, что официальные бумаги не составляются в "пожарном" режиме. Иными словами, министерское "болото" породило очередную отписку, переложив груз ответственности на плечи Департамента Образования Администрации Нижнего Новгорода.
За год существования Постановления всё, чем порадовал минобр – это одноразовое стремление "усилить контроль" за его исполнением. Изучая письмо Министерства, читаем между строк следующее:
1. До сих пор не определены школы, подлежащие адаптации;
2. План реконструкции также отсутствует;
3. Средства, необходимые для исполнения Постановления на 2004 год не выделены
Таким образом, в 2004 году благое начинание Правительства Нижегородской области фактически блокировано ввиду бойкота или таинственной задумчивости одного из его министерств. И если нас теперь принято называть людьми с ограниченными возможностями, мы оставляем за собой право окрестить их людьми с ограниченной ответственностью.*
В своем ответе Министерство в лице заместителя министра Зобковой М. Ю. сослалось на то, что обращалось с аналогичной просьбой к Тарасовой И. Б. Последняя, в свою очередь, ответила (в письме исх. 16-01-20/309 от 19.02.2004), что данный пункт программы не может быть реализован. Мы встретились с Ириной Борисовной Тарасовой и представителями департамента образования, с целью разъяснения своей позиции. Мы объяснили, что рассматриваем отказ департамента, от создания условий по безбарьерному доступу детей с ограниченными возможностями в школы, как прямое нарушение прав детей. За данные действия или бездействие должностных лиц предусмотрена административная ответственность в статье 9.13 Кодекса РФ об Административных правонарушениях от 30 декабря 2001. В то же время мы сказали, что нашей целью является реализация права детей-инвалидов на безбарьерный доступ в общеобразовательные школы, а не наказание виновных, и мы готовы сотрудничать в этом направлении с городским Департаментом образования, в том числе и при взаимодействии с областным Министерством образования. В течение месяца, нами в рабочем порядке был согласован список 8 городских общеобразовательных школ и передан в областное министерство образования.
В министерстве образования, хотя и получили данное письмо, но в ответе, присланном нам М. Ю. Зобковой, ссылались по-прежнему на старое письмо Тарасовой (исх. 16-01-20\309 от 19.02.2004). Более того, утверждалось (в письме от 27-01-24/1076 от 12.05.2004 г.), что министерство не является исполнителем указанной целевой программы. И нас по всем вопросам отсылали в Министерство труда и социальной защиты Нижегородской области. В Министерство труда мы, конечно, сходили, хотя не в наших обычаях ходить туда, куда нас посылают. С министерством труда у нас давние рабочие отношения. И там, подтвердили, что минобр является исполнителем по данной программе, о чем их представителям неоднократно сообщалось в устной и письменной форме.
Пора обратиться еще к кому-нибудь, решили мы.

Осуществляя информационную деятельность, пришлось учитывать сложившуюся в регионе политическую ситуацию. Пресс-служба "Инватур" отследила серию публикаций и репортажей о некомпетентности ряда областных министерств и фактически воспользовалась ситуацией. Материалы о невыполнении Постановления Правительства встали в один ряд с другими публикациями и телевизионными сюжетами.
К этому моменту в Министерстве Образования и Науки Нижегородской области почувствовали, что "Инватур" не собирается отступать. Это было заметно по официальным письмам из нашей организации. При этом Министерство всё ещё продолжало отмалчиваться по существу, присылая отписки и сваливая ответственность на Департамент Образования Н. Новгорода.
В сложившейся ситуации "Инватур" ещё раз попросил поддержки у региональных СМИ. В качестве примера приводим следующий материал, опубликованный нашей пресс-службой.

С нами по-прежнему играют в прятки.

Продолжается тёмная история с загадочным исчезновением 8-ми нижегородских школ, в которых обещано создать условия для обучения детей-инвалидов. Адаптация школ должна проводиться согласно Постановлению Правительства Нижегородской области №24 от 27.01.2003.
С конца 2003 года "Инватур" пытается разобраться в ситуации и ведёт активную переписку с областными и городскими органами образования. Мы уже сообщали, что в областном министерстве в сложившейся ситуации обвиняют городской департамент. Однако, по нашим сведениям, это не соответствует действительности. Городской департамент образования определил 8 школ, подлежащих оборудованию с учётом требований детей-инвалидов, и направил соответствующую информацию в областное министерство. Однако в "Инватуре" до сих пор нет официального ответа от министерства, и не понятно, будет ли оно запрашивать средства на реализацию программы из областного бюджета.
В организации "Инватур" по-прежнему убеждены в том, что именно министерство Образования виновато в том, что Постановление Правительства в части, касающейся создания архитектурной доступности нижегородских школ, не исполняется уже второй год подряд. Более того, если Министерство не сделает запрос средств и в этом году, то Постановление будет провалено, так как 2005 год является последним годом реализации соответствующей Целевой Программы. В сложившейся ситуации Департамент Образования Администрации Нижнего Новгорода фактически связан по рукам и ногам.
Между тем, в регионе принимают новые школы. Интересно, кто-нибудь догадается, что в них могут учиться дети-инвалиды. Думается, что в Министерстве Образования и Науки о такой возможности понятия не имеют. По крайней мере, очень странно, что исполнитель Постановления Правительства, коим является Министерство Образования Нижегородской области, продолжает играть в прятки.

Из материала видно, что нашей организации удалось найти взаимопонимание с Департаментом Образования Администрации Нижнего Новгорода. Однако статус Областной Целевой Программы подразумевал активное участие Министерства Образования и Науки.
21 мая в эфире самой авторитетной региональной телекомпании ("Волга") прошёл большой информационно-аналитический материал, инициированный организацией "Инватур". Материал содержал комментарии сотрудников "Инватур", журналистов "Волги" и Министра Образования Сергея Наумова. Сразу бросилось в глаза то, что Сергей Наумов был не совсем осведомлён в проблеме. Некоторые высказывания Министра вызвали у нас откровенное недоумение.
По горячим следам в прессе появились следующие комментарии "Инватур":

Послесловие к "Послесловию"

21 мая в эфире программы "Послесловие" на Телекомпании "Волга" прошла информация о фактическом неисполнении Областной Целевой Программы "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области". Напомним, что речь идёт о той части программы, которая касается 8-ми школ города. Эти школы до сих пор не адаптированы с учётом потребностей инвалидов. Согласно Постановлению Правительства №24 от 27.01.04, утвердившего Целевую Программу, её исполнителем является Министерство Образования и Науки Нижегородской области.
Мы не можем не прокомментировать ситуацию ещё раз, учитывая странное выступление в этой же программе Министра Образования и Науки господина Наумова.
1. В организации "Инватур" работают люди с высшим образованием, и мы никогда не считали Министерство Образования источником финансирования переоборудования школ. Вся переписка с Министерством Образования является открытой. Так что господин Наумов, ссылаясь на наши просьбы профинансировать программу, ставит себя в неловкое положение. Причины искажения Наумовым наших позиций анализировать не станем.
2. Ещё раз, специально для Министра Образования, отметим, что деньги в областном бюджете есть. Нужно всего лишь потрудиться сделать соответствующий запрос. Если господин Наумов не знает, как это делается, можно обратиться за советом в Министерство Печати, которое подобные запросы делало, причём в рамках этой же Целевой Программы. Мы рассчитываем, что Министр Образования и его подчинённые будут исполнять Постановление Правительства, в принятии которого участвовало Министерство. Целевая Программа имеет статус областной. Если господин Наумов желает вовлечь в неё городские структуры, пусть покажет пример профессионального отношения к своей работе.
3. Немного радуют слова Министра о том, что "надо встречаться и разговаривать". Пожалуй, это первая здравая мысль, пришедшая Министерству за всё время существования Целевой Программы. Огромное спасибо журналистам, что эта мысль всё-таки начала просвечивать.

Примерно в это же время в Министерство было отправлено очередное письмо с напоминанием об административной ответственности за несоблюдение требований закона "О социальной защите инвалидов". Так юристы "Инватур" квалифицировали бездействие Министерства.
Через несколько дней в офисе "Инватур" раздался звонок из Министерства Образования с просьбой организовать встречу с Министром. Встреча состоялась 15 июня. Кроме Сергея Наумова в офис "Инватур" приехал его заместитель Елена Родионова. Итоги встречи нельзя однозначно признать конструктивными, и ситуация по-прежнему коренным образом не изменилась. И всё же приводим некоторые её результаты.
Министерство Образования и Науки не считает возможным выполнение Целевой Программы в том объёме, который предусмотрен изначально.
Министерство считает, что на имеющиеся средства возможно оборудовать не более 2-х или 3-х школ города.
Министерство сомневается в целесообразности оборудования школ с учётом потребностей детей-инвалидов. Министр сослался на результаты некого мониторинга, по которому ясно, что родители не хотят отдавать детей в обычные школы. На обучение в общеобразовательной школе согласился лишь один ребёнок. По счастливому стечению обстоятельств этим ребёнком оказалась сотрудница нашей организации, возраст которой – 29 лет. Из неофициальных источников нам стало известно, что мониторинг был проведён районными управлениями образования по приказу министерства в трёхдневный срок, что свидетельствует о чрезвычайной спешке и подтасовке результатов. Также нам стало известно, что родителей вынудили написать письменные отказы от обучения в общеобразовательных школах.
Министерство предложило нашей организации провести собственный мониторинг потребностей в доступной средней школе. Впоследствии предлагается создание некой образцовой школы. Дальнейшее развитие ситуации под вопросом.
Министр признал личную ответственность за то, что не занимался этой проблемой. Он заявил, что открыт для общественных организаций и готов персонально решать ситуации, возникающие с образованием инвалидов.

Итак, под давлением грамотных юристов и СМИ Министр Образования всё же пошёл на контакт с нашей организацией. Теперь нашей основной задачей является достижение практических результатов.
25 июня нами получено очередное письмо из Министерства образования (исх. 27-01-24/14778) В нем М. Ю. Зобкова сообщает, что министерство запросило 800 тыс. рублей на реализацию пункта 5.1 целевой программы для организации безбарьерной среды в школах г. Н. Новгорода. Список школ согласовывается в рабочем порядке с департаментом образования и социально-правовой защиты детства г.Н.Новгорода, районными управлениями образования и администрациями школ. В качестве пилотных школ выбраны 23-я, 138-я и 171-я школы.

Часть 2
“Откроем двери школ для глухих детей”

10 декабря 2003 года в областном законодательном собрании прошел круглый стол по теме. "Проблемы доступа людей с ограниченными возможностями к общему и профессиональному образованию". В его работе приняли участие представители Комитета по Социальным Вопросам ОЗС, областного Министерства Труда и Социальной Защиты, Министерства Образования и Науки, Областного Департамента Федеральной Службы Занятости, нижегородских общественных организаций инвалидов "Инватур", "Камерата" и "Перспектива", а также представители СМИ.
Целью Круглого Стола стало обсуждение состояния и перспектив регионального законодательства об образовании и профессиональной ориентации людей с ограниченными возможностями.
1 Участники высказались за развитие интегрированных форм обучения детей-инвалидов на уровне региона и в целом по России. Это не означает, что необходимость существования специальных школ (интернатов) ставится под вопрос. Различные формы обучения должны существовать и развиваться параллельно, что подразумевает право выбора места учёбы.
2 Отсутствие чёткого законодательного регулирования интегрированных форм на федеральном уровне не мешает развивать их на уровне области. То же самое можно сказать и о методиках работы с детьми-инвалидами в рамках общеобразовательных школ.
3 Для работы в этом направлении предлагается сформировать в ОЗС депутатскую комиссию с привлечением специалистов из органов образования, социальной защиты, занятости, а также организаций инвалидов. Цель комиссии - разработка региональных законодательных актов, регламентирующих и поддерживающих интегрированные формы обучения. Ещё одной функцией комиссии является внесение предложений об изменении федерального законодательства об образовании.
4 Ужесточить контроль за соблюдением законодательства о доступной среде для инвалидов, в том числе, в отношении учебных заведений города. Предлагается проводить совместные рейды представителей социальной защиты и организаций инвалидов с последующим формированием судебной практики. Будут привлечены юристы из Сети Юридической Защиты Инвалидов (СЮЗИ).
5 Продолжить разработку региональной Целевой Программы по профессиональной ориентации людей с ограниченными возможностями. Для этого необходимо распространить информацию о Программе через СМИ. Таким Образом, мы рассчитываем активизировать органы власти, некоммерческие организации и ассоциации работодателей для участия в разработке этой программы.
6 Для реализации перечисленных предложений органы законодательной и исполнительной власти области, а также общественные организации инвалидов впредь будут работать в тесном взаимодействии.

Во время работы круглого стола представители Министерства образования и науки признали, что в законе об образовании игнорируются права людей с ограниченными возможностями. И говорили о возможности внесения в закон поправок в соответствии с "Концепцией модернизации российского образования".

В то же время, в соответствии с постановлением Правительства нижегородской области о субсидировании обучения детей с нарушением слуха, негосударственное образовательное учреждение "Нордис" стало проходить государственную аккредитацию. "Нордис" был инициатором инклюзивного обучения глухих детей в нижегородской области. И в настоящий момент в общеобразовательном отделении школы "Нордис" обучались дети с различными видами инвалидности. Представители Министерства образования предупредили, что при аккредитации возникнут трудности, поскольку в общеобразовательной школе не предусмотрено обучение детей с инвалидностью, а требованиям, предъявляемым к специальной школе "Нордис" не соответствует. В переговорах юристом Министерства образования, мы пришли к соглашению, что в статье закона об образовании, действительно отсутствует инклюзивное (интегрированное) образовательное учреждение, как отдельный вид. Но нет запрета на его существование, поскольку предусмотрено существование и других видов образовательных учреждений. Но для того, что было принято типовое положение об интегрированном образовательном учреждении необходимо в закон его выделить в отдельный вид.
В тоже время мы обсуждали перспективы законодательных инициатив с заместителем председателя законодательного собрания и заместителем председателя социального комитета. Было написано в ОЗС письмо с просьбой о помощи в разрешении ситуации с "Нордисом", который был инициатором соответствующего постановления, но из-за юридических проблем не может принять участие в его реализации. Итогом наших действий стали два обращения от социального комитета: с просьбой к Министерству ускорить аккредитацию "Нордиса" и к коалиции общественных организаций, конкретизировать свои законодательные предложения.
Мы обратились с письмом к заместителю председателя Законодательного Собрания, где конкретизировали свои предложения и просили содействовать разрешению ситуации с "Нордисом". Кроме того, ситуация обсуждалась с представителями других образовательных учреждений и Министерства образования и науки РФ. Было выяснено, что подобная ситуация складывается и в других регионах российской федерации. Более того, из-за нехватки финансирования невозможно отправить ребенка на обучение образовательное учреждение соответствующего типа и вида, если оно расположено в другом регионе. Поэтому желательно, чтобы субсидирование образования ребенка с ограниченными возможностями, сверх норматива, предусмотренного для общеобразовательной школы, происходило напрямую из федерального бюджета.
Школа "Нордис" успешно прошла аттестацию, но государственной аккредитации ей было пока отказано. Мы понимаем, что до внесения соответствующих изменений в Закон об образовании РФ существование всех инклюзивных (интегрированных) школ зависит от доброй воли тех или иных чиновников. И возможны ситуации, когда будет оспариваться представителями местных органов образования сам факт нахождения ребенка инвалида в общеобразовательной школе.
В сентябре школе "Нордис" обещали дать государственную аккредитацию. Подождем. И обещаем продолжение этой темы в сентябрьском выпуске.

Материал подготовили:
Андрей Камин – менеджер проекта "Юридическая защита инвалидов в России: доступность образования" в Нижнем Новгороде (НРООИ "Инватур" );
Илья Лебедев – консультант проекта, пресс-атташе НРООИ "Инватур.

 

 

 

НРООИ “Инватур”, г. Н.Новгород, ул. Невзоровых, д. 100, комн. 121;
тел.: 78-74-99, тел./факс: 78-74-81, e-mail: invatur@sandy.ru

Выпуск подготовил Мариниченко А.


Инватур - > Бюллетень - > №5-7(21-23) май-июль 2004 г.

P.S.: Если Вы хотите регулярно получать новости и анонсы событий, происходящих в Н.Новгороде, подпишитесь на Рассылку Subscribe.ru, заполнив форму внизу правой колонки этой странички.

Рассылки Subscribe.Ru
InvaInfoNews
Инва новости
Н.Новгорода

Подписаться письмом







Антон Мариниченко

Андрей Анисимов
   

Инватур

Яндекс.Метрика