На страницах сайта собрана информация по теме Нижний Новгород Инвалид Инвалидность реабилитация инвалидов средства реабилитации в Н.Новгороде лечение обучение трудоустройство инвалидов помощь инвалидам Бесплатные юридические консультации для инвалидов

Логотип НРООИ Инватур

Экстаз помогающего

"Инватур"
Н.Новгород,
ул. Иванова 15.
Телефон/факс:
(831) 227-01-23
E-mail:
invatur @ sandy.ru
О нас
История
| Новости | Бюллетень | Библиотека | Проекты | Люди | Партнеры | Координаты | Ссылки
| Карта Доступности | Им нужна помощь
 


№2(18) 2004 г.
Сегодня в номере:

О выпуске
- слово выпускающего

Одной строкой…
- вести с полей

Мировые новости
- инвалидное движение в России и не только

Это наша Работа…

Наша Молния

"Спрашивали? Отвечаем!"
– страница СЮЗИ.

Объявления

Неизвестный Интернет
- страница Оли Зотовой


Подшивка газеты


Проекты:

Образование.

Фотомастерская.

К независимой жизни.

Безбарьерка.

Ресурсная комната.

Кино без барьеров

"Спрашивали? Отвечаем!" Страница СЮЗИ

Обязан ли вуз обеспечить обучение студента с инвалидностью по индивидуальной программе?

В соответствии с законами "О социальной защите инвалидов" и "Об образовании" учебные заведения обязаны обеспечивать необходимые условия образовательного процесса для обучающихся с отклонениями в развитии. В том случае если по характеру заболевания инвалид не может обучаться по общей программе, учебное заведение должно предоставить ему необходимые образовательные услуги по индивидуальной программе, разработанной на основе общей с учетом рекомендаций ИПР, заключения МППК.


Как организовать образовательный процесс инвалида в вузе? Откуда администрация учебного заведения может почерпнуть информацию о том, какие условия должны быть созданы конкретному студенту с инвалидностью?

Обучение студента с инвалидностью должно протекать в строгом соответствии с рекомендациями ИПР (об этом говорит закон РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" ст. 19). В карте ИПР, в разделе "профессиональная реабилитация" должны быть отражены оптимальные условия организации учебного процесса, максимально полно учитывающие психофизиологические особенности данного студента, обусловленные наличием у него того или иного заболевания, травмы, увечья (рекомендуемая учебная нагрузка, рекомендации по сдаче промежуточной аттестации и т.д.).
Если в вашей ИПР не прописаны такие рекомендации, Вам необходимо заблаговременно позаботиться о внесении их в карту ИПР, обратившись с письменным заявлением на имя руководителя БМСЭ по месту жительства с просьбой о разработке соответствующей части ИПР. БМСЭ обязано в месячный срок составить ИПР.
Рекомендации специалистов, содержащиеся в ИПР, обязательны для исполнения всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе вузов. Отказ от исполнения ИПР или ненадлежащее ее исполнение могут явиться поводом для судебного разбирательства.
Кроме того, рекомендации по оптимальной организации учебного процесса для ребенка-инвалида могут содержаться в решении медико-психолого-педагогической комиссии, на которую в соответствии с Приказом №10/401/83 "О порядке освидетельствования детей психолого-медико-педагогическими комиссиями" от 23 декабря 1998 г. возложена обязанность по выдаче экспертного заключения об определении у ребенка специальных образовательных потребностей и адекватных условий обучения.


Имеет ли право мой ребенок-инвалид обучаться в общеобразовательной школе по индивидуальному учебному плану, "щадящей программе", 11 лет?

Честно говоря, не совсем понятен вопрос. Имеет ли она в виду возможность ее ребенка продолжать обучаться по индивидуальному плану вплоть до окончания 11 классов школы. Если да, то ее опасения напрасны. Прежде всего, необходимо помнить, что охрана здоровья обучающихся должна являться приоритетной задачей того или иного образовательного учреждения. Согласно закону "Об образовании" (ст.51), образовательное учреждение создает условия, гарантирующее охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся устанавливаются на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
Закон не ограничивает право ребенка, имеющего инвалидность, получать необходимые ему образовательные услуги по индивидуальному плану, каким-либо сроком. В п.11 Типового положения об общеобразовательном учреждении сказано, что общеобразовательные программы осваиваются в очно-заочной форме с учетом потребностей и возможностей обучающегося. Кроме того, следует иметь в виду, что нормативные сроки освоения общеобразовательных программ могут быть увеличены для некоторых категорий воспитанников, в том числе детей с инвалидностью по медицинским показаниям.


Сколько экзаменов должен сдавать ребенок-инвалид по окончании 11 классов?

Дети-инвалиды государственная (итоговая) аттестация проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья. Государственная итоговая аттестация для данного контингента выпускников может проводиться досрочно, но не ранее 1 мая. При необходимости письменные экзамены могут быть заменены устными, а количество экзаменов сокращено до двух письменных. Данные положения содержатся в Положении "О государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных учреждений РФ".
Вопрос о льготной сдачи экзаменов детей-инвалидов входит также в компетенцию клинико-экспертной комиссии лечебного учреждения по месту наблюдения ребенка-инвалида. Для решения вопроса о льготной сдаче экзаменов необходимо представить медицинскую справку с соответствующим заключением врачей.

В начале 2003 г. мне оформили ИПР, в которую не занесли сведений о рекомендуемых условиях и характере труда. По этой причине я не могу устроиться на работу. В БМСЭ, куда я обратилась с просьбой о заполнении раздела профессиональной реабилитации, мне отказали, сославшись на п. 2 Инструкции по разработке ИПР инвалида в Самарской области, где сказано, что ИПР по разделу профессиональной реабилитации разрабатывается на основании письменного заявления инвалида при условии, что с момента последнего освидетельствования прошло не более 3-х месяцев. Если с момента последнего освидетельствования прошло более 3-х месяцев, то для разработки ИПР инвалид должен сначала обратиться в поликлинику по месту жительства для получения направления в БМСЭ.

Поскольку с момента последнего освидетельствования прошло более 3-х месяцев, вам сначала необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства для заполнения посыльного листа формы 86. Затем вы должны представить посыльный лист и заявление о разработке ИПР в части профессиональной реабилитации в БМСЭ.
Что касается невозможности трудоустройства в виду отсутствия ИПР, то данное обстоятельство не может являться препятствием для ограничения гарантированного Конституцией права на труд. В Указании Федеральной службы занятости РФ от 2.02.1996 г. "О признании инвалидов безработными" территориальным органам занятости предписывается до разработки инвалиду ИПР принимать его на учет при отсутствии таковой.


У моего ребенка инвалидность по слуху. Имеет ли он право обучаться в общеобразовательной школе? Вправе ли администрация школы отказать ему в приеме? Как мне поступить в случае, если его откажутся принять в школу?

Ст. 43 Конституции закрепляет право каждого на получение образования независимо от состояния здоровья.
Закон "О социальной защите инвалидов в РФ", Закон "Об образовании" возлагают на соответствующие государственные органы обязанность по созданию таких условий образовательного процесса, которые бы в максимальной степени учитывали психофизиологические особенности воспитанников с отклонениями в развитии.
Закон РФ "Образовании" предоставляет право родителям (законным представителям) выбирать учебное заведение и форму обучения для своих несовершеннолетних детей.
П.29 Типового положения об общеобразовательном учреждении предусматривает право органов управления образованием открывать в общеобразовательном учреждении специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии по согласованию с учредителем.
Алгоритм ваших действий суть следующий. Сначала вы обращаетесь с письменным заявлением в соответствующую общеобразовательную школу на имя ее директора, в которой излагаете просьбу принять вашего ребенка-инвалида в школу. Заявление составляется в двух экземплярах, одно сдается в канцелярию (секретариат) учебного заведения, второе оставляете у себя, не забыв попросить поставить на нем сотрудника, принявшего заявление, дату, входящий номер, свои инициалы и подпись. Далее ждете в течение 1 месяца. В случае неполучения ответа в течение указанного периода или отказа в принятии вашего ребенка на учебу вы пишете жалобу в орган управления образованием. Если и здесь вам откажут, тогда обращайтесь в суд. Как самостоятельно подать иск в суд?


Мне отказывают в приеме в высшее учебное заведение, мотивируя свой отказ отсутствием в вузе необходимых условий для инвалидов-колясочников. Правомерен ли такой отказ?
Отказ в предоставлении необходимых образовательных услуг по мотивам отсутствия в вузе условий для обучения колясочников неправомерен, является по сути одной из форм дискриминации инвалидов.

В данном случае имеет место нарушение конституционного принципа равноправия граждан, гарантированного Высшим законом страны. Закон об образовании в ст. 5 также говорит о том, что гражданам РФ независимо от состояния здоровья гарантируется возможность получения образования. Государство гарантирует гражданам возможность получения высшего профессионального образования на конкурсной основе с учетом льгот, предоставляемых законодательством.
Недоступность того или иного образовательного учреждения не может служить препятствием для ограничения конституционного права на образование. Ст. 17 Градостроительного кодекса РФ и ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусматривают, что разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается. Эта же норма предусматривает, что в тех случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Таким образом, невыполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них обязательств не может служить основанием для отказа в приеме инвалидов.
Кроме того, при поступлении в вуз вы должны иметь в виду, что закон предоставляет льготы инвалидам 1 и 2 групп при приеме в государственные и муниципальные высшие учебные заведения, а именно: право на внеконкурсное поступление при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Единственное требование, которое выдвигает законодатель инвалидам при поступлении их в вузы, - отсутствие противопоказаний для обучения в соответствующем вузе согласно заключению Государственной службы медико-социальной экспертизы.
Законодательство с учетом потребностей и особенностей поступающих предлагает им широкий спектр форм обучения по освоению образовательных программ. Как показывает практика, оптимальной формой обучения для студента-колясочника является освоение образовательной программы в очно-заочной форме.


НРООИ “Инватур”, г. Н.Новгород, ул. Невзоровых, д. 100, комн. 121;
тел.: 78-74-99, тел./факс: 78-74-81, e-mail: invatur@sandy.ru

Выпуск подготовил Мариниченко А.


Инватур - > Бюллетень - > №2(18) февраль 2004 г.

P.S.: Если Вы хотите регулярно получать новости и анонсы событий, происходящих в Н.Новгороде, подпишитесь на Рассылку Subscribe.ru, заполнив форму внизу правой колонки этой странички.

Рассылки Subscribe.Ru
InvaInfoNews
Инва новости
Н.Новгорода

Подписаться письмом







Антон Мариниченко

Андрей Анисимов
   

Инватур

Яндекс.Метрика