На страницах сайта собрана информация по теме Нижний Новгород Инвалид Инвалидность реабилитация инвалидов средства реабилитации в Н.Новгороде лечение обучение трудоустройство инвалидов помощь инвалидам Бесплатные юридические консультации для инвалидов

Логотип НРООИ Инватур

ИнваМир НН

"Инватур"
Н.Новгород,
ул. Иванова 15.
Телефон/факс:
(831) 227-01-23
E-mail:
invatur @ sandy.ru
О нас
История
| Новости | Бюллетень | Библиотека | Проекты | Люди | Партнеры | Координаты | Ссылки
| Карта Доступности | Им нужна помощь
 


№ 1 (45), 2008 г.
Сегодня в номере:
О выпуске

Наши новости

Осенняя школа тренеров

Как все, или особенные дети?

От родителя к родителю:
1. История девочки Кати и ее мамы.
2. Стажировка в Германии.

Мы разные, но мы вместе

Дети должны учиться вместе. Информационная кампания

Говорят педагоги

Фотопроект в Нижнем Новгороде


Подшивка газеты


Проекты:

Образование.

Фотомастерская.

К независимой жизни.

Безбарьерка.

Ресурсная комната.

Кино без барьеров

Агентство США по Международному Развитию в России
Издается в рамках межрегионального проекта РООИ “Перспектива” (Москва) "Юридическая защита прав инвалидов: доступность образования" на средства Агентства США по Международному Развитию (USAID).
РООИ "Перспектива"

Мы разные, но мы вместе

"Мы – молодые" (информационное
приложение газеты "Здравствуйте, люди!"),
№ 11 (80), ноябрь 2007 г
.

 

Мы разные, но мы вместеК сожалению, так бывает не всегда! А так хотелось бы, например, чтобы ребенок с инвалидностью, ходил в обычный детский сад, а потом поступил в общеобразовательную школу. Или студент-колясочник, получал высшее образование не дистанционным способом – сидя дома у компьютера, а очным – в ВУЗах вместе с другими студентами. Возможно это?! Нет, скажете вы, и окажитесь правы! А в чем причина? Ответ на этот вопрос будет приблизительно таким: "Мол, нужны специальные приспособления, пандусы, поручни и все такое…Ребенку с инвалидностью необходим сопровождающий… А также специально обученные преподаватели…". СТОП! Возможно, в ваших рассуждения и есть здравый смысл, но все это решаемо. Пандусы и поручни – дело времени. Сопровождающий вовсе необязателен. Как правило, ребенок быстро адаптируется к новой обстановке. А учителям достаточно посетить тренинг об инклюзивном образовании (инклюзивное образование исключает любую дискриминацию детей. Обеспечивает равное отношение к учащимся, но создает условия для детей, имеющих особые образовательные потребности). Проблема решена?! Можно восторженно произнести "Мы разные, но мы вместе"! Увы, нет.

Есть еще одна проблема. И решить ее гораздо сложнее, чем первую. Самый большой барьер для детей с инвалидностью – негативное отношение к ним. Страхи, запреты, стыд, отсутствие знаний, неверная информация – вот, что способствует развитию негативного отношения. В свою очередь у детей с ограниченными возможностями развивается низкая самооценка, стремление спрятаться и избегать контактов с обществом, и со своими сверстниками. Как же преодолеть негативное отношение?!

 

Мы разные, но мы вместеНижегородская региональная общественная организация инвалидов "Инватур" знает ответ. В рамках проекта "Общественные организации инвалидов – за право российских детей и молодежи с инвалидностью на равноправный доступ к образованию" вот уже несколько месяцев действует микропроект "Мы разные, но мы вместе".

Открыла микропроект акция "Веселые самолетики", посвященная Дню знаний и началу учебного года. Ну а дальше, как по накатанной: пресс-конференции для журналистов; тренинги по пониманию инвалидности, стереотипам, языку и этикету; конференция для школьников "Расскажи о себе, и узнай о других"; проведение "Уроков доброты"; показ спектакля НП "Театра Перемен" "Мир за стеклом глазами Алёны"; кинопоказы для учащихся; фотомастерская; выставка фоторабот "Мир глазами детей" и другие мероприятия…

Нельзя объять необъятное. Поэтому подробно мы остановимся лишь на некоторых из этих мероприятий.

Начнем, пожалуй, со школы тренеров. Что это такое? В школе тренеров консультанты "Инватура" Елена Курицына и Светлана Куполова провели тренинг для ведущих "Уроков доброты". После теоретической части образовалось три полноценных пары ведущих. Новоиспеченные тренеры прошли базовый курс обучения по пониманию инвалидности. Это помогло им изменить свои собственные стереотипы и понять инвалидность с точки зрения социального подхода. "Новобранцы" загорелись работой и буквально "рвались в бой".

Мы разные, но мы вместеА теперь о самих занятиях. "Уроки доброты" "Инватур" проводит ежегодно в общеобразовательных школах города. Главная цель "добрых" занятий - сформировать у школьников корректные представления о инвалидах, а также научить ребят понимать и принимать своих сверстников с инвалидностью.

Итак, "Урок" начался! Тренеры-консультанты Светлана Куполова и Елена Курицына, для начала, предложили старшеклассникам познакомиться. Знакомство выглядело приблизительно так: "Меня зовут Кирилл. В свободное время занимаюсь спортом. Хочу стать известным спортсменом". Или так. "Зовут Александр. В свободное время гуляю с друзьями". Представились и ведущие. "Меня зовут Светлана. Работаю в организации "Инватур" в свободное время люблю посидеть за компьютером или покататься на машине". Затем тренеры предложили поиграть в игру. Да, именно в игру. Ведь "Уроки доброты" проходят в активной игровой форме, благодаря чему становятся яркими и подвижными. Через игру ведущие подвели ребят к понятию "стереотип". И для того, чтобы закрепить знания, полученные на "уроке", предложили разделиться на группы и выполнить следующие задания – написать на листе ватмана стереотипы общества по отношению к инвалидам, стереотипы людей с инвалидностью по отношению к обществу и стереотипы близких людей по отношению к инвалидам.

Мы разные, но мы вместеРебята подошли к этому занятию очень серьезно. Бурно обсуждали каждый из предложенных вариантов. Работали дружно и сплоченно. Ну а потом, вместе с ведущими Еленой и Светланой, подробно разобрали то, что получилось. Отрицательных стереотипов у этого класса не оказалась, но как сказала Светлана, довольно часто встречаются такие стереотипы как: недостижимое общество, закрытое общество для инвалида, негативное отношение инвалида к обществу. Старшеклассники и здесь легко нашли пути решения, чтобы изменить ситуацию. Вот что получилось: взаимное стремление к общению; совместные мероприятия; больше информации о людях с ограниченными возможностями; инвалидам необходимо быть на виду и быть открытыми; ну, и, конечно же, учиться и работать всем вместе, а, соответственно, оборудовать помещения, для того чтобы люди с ограниченными возможностями смогли посещать учебные заведения.

Занятие закончилось. Но, школьники не торопились расходиться, они с удовольствием поделились своими мыслями и впечатлениями об "Уроках доброты".

Андрей – ученик 10 класса: "Я сегодня узнал очень много о жизни, интересах и проблемах людей с инвалидностью. Готов учиться в одном классе со сверстником-инвалидом. А почему бы и нет, если он будет веселым, активным, общительным человеком".

Аня – одноклассница Андрея: "Мне понравился "Урок доброты". Ведущие Света и Лена просто супер! У меня изменилось отношение к инвалидам очень сильно и только в лучшую сторону".

Мы разные, но мы вместеОб "Уроках Доброты" рассказывает тренер-консультант Светлана Куполова: "Мы проводим "Уроки" с 2002 года. За это время наши тренеры посетили более 20 школ Нижнего Новгорода и более 5000 учащихся побывали на наших занятия. "Уроки" рассчитаны на младшие классы, средние и старшеклассников. Например, малыши играют в жмурки, рисуют доступную для детей-инвалидов школу. Дети постарше участвуют в ролевых играх и дискуссиях, придумывают профессии для людей с инвалидностью. То есть, чем старше ребенок, тем сложнее программа. Мы применяем нестандартные формы работы: работы в малых группах, мозговые штурмы, просмотр и обсуждение художественных фильмов на инвалидную тематику. К тому же на наших уроках нет учителя и ученика. Каждый из участников вправе высказать свою точку зрения на обсуждаемую тему. Школьники с интересом обсуждают физические и психологические стороны инвалидности. Сами приходят к выводу, что мешает людям с инвалидностью жить так же, как все. Предлагают способы разрушения стереотипов. Эффективную роль в занятиях играет еще и то, что "Уроки" проводят тренеры в паре человек с инвалидностью и человек без инвалидности. Это наглядно демонстрирует, что отношения между ведущими основаны не на стереотипах, а на равноправии. Кстати, методики, по которым проводятся занятия, составлены людьми с инвалидностью, они имеют экспертное заключение №87, выданное ГОУ ДПО НИРО и рекомендованы к использованию в общеобразовательных учреждениях".

А вот еще одно мнение - заместителя директора по воспитательной работе Натальи Викторовны Сачковой (школа №97): "С "Инватуром" наша школа работает около четырех лет. Положительные результаты были видны уже через год. У детей – это развитие толерантности. У учителей – опыт работы с детьми-инвалидами. У нас в школе учатся дети с инвалидностью. Ребята стали добрее, внимательнее и терпимее не только к сверстникам с инвалидностью, но и друг к другу. Конечно, сначала ни дети, ни педагоги не знали, что такое "Уроки доброты", приходили на эти занятия в обязательном порядке, а сейчас ученики сами выбирают идти или не идти на "Урок", и, как правило, идут с удовольствием. Подобные проекты нужны, они ведут к развитию милосердия, чего так не хватает нашему миру"!

Следующее мероприятие, о котором нельзя не рассказать – это фотомастерская "Мир глазами детей". В нем приняли участие ученики 6-7 классов все той же школы и их сверстники с инвалидностью, находящиеся на домашнем обучении.

Мы разные, но мы вместеДиректор Русского музея фотографии, секретарь фотохудожников России Вера Михайловна Тарасова открыла фотомастерскую историческим экскурсом в мир фотографии. Столько нового, интересного, необычного и удивительного узнали и увидели ученики. Например, как возникла фотография, и как выглядела первая фотокамера? Когда и где была открыта первая фотомастерская? И что фотоаппараты 19 века были очень громоздкими и вместе с объективом весели более 100 килограмм! Еще один интересный факт - выдержка на таких фотоаппаратах была около 30 мин. Поэтому фотографировали в основном архитектуру. Человеку трудно сидеть неподвижно в течение получаса. Если объект начинал двигаться, изображения не получалось. Но, особо настойчивые, терпеливые, ну и, конечно же, богатые люди все-таки фотографировались. Их усаживали в специальное кресло, чем-то похожее на стоматологическое, и обязательно фиксировали руки и голову. Рассказала Вера Михайловна и о том, что известные на весь мир фотохудожники А.О. Карелин и М.П. Дмитриев работали в Нижнем Новгороде. Ну и, конечно же, школьники узнали о последних достижениях техники – голограммах (разновидность объемных фотографий).

Мы разные, но мы вместеА вот с теоретической частью и практической ребят познакомил Алексей Гурьевич Тарасов. Он рассказал об основных принципах фотографии и объяснил, что такое композиция. "Фотография – это самовыражение. Фотография помогает, сохранить память о любимых людях или о любимых вещах. Например, вы нажали на кнопочку фотоаппарата, сделали фото, положили его в стол, а через какое то время совершенно случайно, или специально, наткнулись на эту фотографию. Улыбнулись и поняли, как прекрасен был тот миг. Фотография – вид искусства, которое может развить человека и изменить его в лучшую сторону" - добавил Алексей Гурьевич.

Но вот настал долгожданный момент. Ознакомившись с устройством фотоаппарата, ребятки разделились на группы (в каждой группе были дети с инвалидностью и без), и отправились на поиски сюжетов для своих фотографий.

На следующий день юные художники внимательно разбирали и обсуждали снимки, те, что "нащелкали" накануне. А Алексей Юрьевич и Вера Михайловна помогали им в этом. Таким образом, состоялась своеобразная презентация наиболее удачных фотографий.

Это еще не все - по итогам работы лучшие фотографии, которые отберут сами ребята (ученики школ №97 и №83, а также ребятки детского сада №365) будут представлены на фотовыставке, которая состоится в начале нового года.

Остается добавить только одно: цель - объединить ребят с помощью объективов фотоаппаратов и дать им возможность посмотреть на мир новым взглядом, свободным от стереотипов – была достигнута!

А теперь коротко о главном. А точнее еще об одном мероприятии, которое прошло в школе №97 в осенние каникулы. "Толерантность признак человека" под таким девизом состоялась межшкольная конференция "Расскажи о себе, и узнай о других".

Мы разные, но мы вместеВ конференции приняли участие старшеклассники Центра образования Сормовского района, школы с углубленным изучением отдельных предметов № 85, школы № 97 и профессионального училища – интерната для инвалидов. Естественно молодые люди пришли подготовленными на конференцию, так как ранее смотрели кинопоказы фильмов – призеров трех кинофестивалей "Кино без барьеров", спектакли НН "Театра Перемен", и участвовали во многих других школьных мероприятия, организованных "Инватуром".

… "Дорогие гости я рада приветствовать вас в стенах нашей школы – произнесла приветственные слова директор школы Татьяна Владимировна Регалова, - Я горжусь нашей дружбой с организацией "Инватур" и надеюсь на дальнейшее сотрудничество. Добро пожаловать к нам за помощью, за поддержкой или просто для проведения мероприятий. А участникам конференции желаю успешной работы".

…"Главное слово этого семинара – толерантность. Оно означает уважение, терпение, понимание, - продолжила исполнительный директор НН "Театра перемен" Анастасия Шендяпина. - Надеюсь, конференция принесет положительные результаты".

…Финальную точку в торжественной части поставил председатель "Инватура" Рафик Роганян: "Наша организация работает в этой теме ни первый год. Мы провели более четырех конференций с молодежью, школьниками, студентами, учащимися ПТУ. Вы - наше будущее! Вы во многом сможете превзойти нас! Мы хотим чтобы вы стали социально активными гражданами… А пока я хочу пожелать плодотворной работы!".

Мы разные, но мы вместеДля того чтобы гости и участники семинара поняли с кем они будут работать Светлана Куполова представила презентацию НРООИ "Инватур" . Вот лишь малая часть тех проектов, которые провела организация за 12 лет своей работы: "Молодые инвалиды за равные права и возможности"; "Российская молодежь за общество доступное для всех"; "Трудоустройство инвалидов: интегрированный подход; "Вместе мы сильны"; "Доступный город - безбарьерная среда"; "Рождение образа"; "Защита юридических прав людей с инвалидностью в России: доступность образования" и многие другие проекты. Помимо этого "Инватур" издает много печатной литературы: справочники, газеты, бюллетени, а также стикеры, наклейки, плакаты… Все это - пропаганда интеграции людей с инвалидностью в общество. …Одним словом - Жизнь и работа продолжается, по сей день.

Тем временем ведущие, они же тренеры-консультанты Оксана Седова и Елена Курицына предложили старшеклассникам составить правила, которые необходимо было соблюдать в ходе семинара. Первое и основное – после перерыва не опаздывать! Если все-таки опоздал, придется спеть или станцевать. Конечно же - Не перебивать! Быть активным! И последнее - Иметь взаимоуважение.

А дальше знакомство участников. Весьма оригинально, весело, и интересно. К примеру, меня зовут Анастасия. Меня хотели назвать в честь бабушки Евдокией, а назвали в честь прабабушки. Имя мне нравится. На семинаре называете меня Настей. А вот каждый следующий участник, сначала должен был повторить все то, что сказал предыдущий, а потом уже представиться и рассказывать о своем имени.

В игровой форме старшеклассники дали определение "толерантности". Обсудили стереотипы к различным социальным группам: милиционерам, старикам, женщинам… и в том числе к инвалидам. Написали способы их разрушения, познакомились с доступными и не доступными местами нашего города и, самое главное, увидели выступление танцевальной группы из Перми. А вот это выступление заслуживает особого внимания. Поэтому о нем чуть подробнее.

Мы разные, но мы вместеМы разные, но мы вместеАнсамбль танца инвалидов на колясках "Гротеск" существует уже 7 лет. В отличие от подобных коллективов, где танцоры на колясках выступают в парах со здоровыми партнерами, в пермском ансамбле все постановки выполнены в классе дуо-танцев, когда оба партнера танцуют на колясках. В своем родном городе "Гротеск" известен, популярен и уважаем. Свои номера они придумывают вместе с художественным руководителем Екатериной Манохиной. Пермские танцоры становились лучшими на Чемпионате Европы, победителями на Кубке мира, призерами Чемпионата Мира, неоднократно принимали участие в Первенствах и Чемпионатах России по бальным танцам среди здоровых спортсменов.

Константин Сосунов и его очаровательная партнерша Елена Шеляева, а также Алексей Фотин в паре с бесподобной Рузанной Казарян своим выступлением "убили наповал", очаровали, удивили…не только участников и журналистов, да и, пожалуй, самих организаторов конференции.

…Танцоры настолько органичны, энергичны, зажигательны… Просто влюблены в танец. Они очень точно передали характер вальса, кадрили, танго, самбо, ча-ча-ча. Порой даже забываешь, что люди танцуют на колясках…

После выступления Рузана Казарян сказала - "Танец открыл мне дорогу в другой мир. У меня началась вторая жизнь. Гораздо более интересная. Совет прост – не надо бояться, что-то менять в жизни. Необходимо перебороть себя. Не надо стесняться выходить на сцену. Не надо стесняться выходить из дома. Мы это преодолели, и сейчас нас просто не удержишь в "четырех стенах"!

 

Мы разные, но мы вместеНо вернемся к нашему семинару. Вот отзывы старшеклассников, которые принимали в нем участие:

    • "Здоровья, удачи, счастья, везения, легкости!" - Светику от Светы (Шк.97);
    • "Все классно! приходите к нам школу №85" - 9д класс;
    • "Всегда быть человеком! здоровым, счастливым, уважать, принимать, понимать";
    • "Вы очень, умные, профессиональные! С вами легко и интересно общаться. Приезжайте к нам в НПУИИ";
    • "Я хочу пожелать всем толерантного, доброго и хорошего отношения друг к другу"!

 

За два дня работы конференции ребята сдружились, сплотились и стали одной командой. Хочется надеяться, что когда эти молодые люди вырастут, получат образование, и станут: депутатами, строителями, архитекторами, да кем угодно, в свое работе они обязательно будут социально активными людьми, окончательно разрушат негативные стереотипы по отношению к людям с инвалидностью, и вот тогда мы с гордостью сможем произнести "Мы разные, но мы вместе"!

С НРООИ "Инватур" работала
Анастасия Макарова

 

Предыдущая страница Следующая страница

Инватур - > Бюллетень - > № 1 (45) январь 2008 г.

P.S.: Если Вы хотите регулярно получать новости и анонсы событий, происходящих в Н.Новгороде, подпишитесь на Рассылку Subscribe.ru, заполнив форму внизу правой колонки этой странички.

Рассылки Subscribe.Ru
InvaInfoNews
Инва новости
Н.Новгорода

Подписаться письмом







Антон Мариниченко

Андрей Анисимов
   

Инватур

Яндекс.Метрика