На страницах сайта собрана информация по теме Нижний Новгород Инвалид Инвалидность реабилитация инвалидов средства реабилитации в Н.Новгороде лечение обучение трудоустройство инвалидов помощь инвалидам Бесплатные юридические консультации для инвалидов

Логотип НРООИ Инватур

ИнваМир НН

"Инватур"
Н.Новгород,
ул. Иванова 15.
Телефон/факс:
(831) 227-01-23
E-mail:
invatur @ sandy.ru
О нас
История
| Новости | Бюллетень | Библиотека | Проекты | Люди | Партнеры | Координаты | Ссылки
| Карта Доступности | Им нужна помощь
 


№ 1 (45), 2008 г.
Сегодня в номере:
О выпуске

Наши новости

Осенняя школа тренеров

Как все, или особенные дети?

От родителя к родителю:
1. История девочки Кати и ее мамы.
2. Стажировка в Германии.

Мы разные, но мы вместе

Дети должны учиться вместе. Информационная кампания

Говорят педагоги

Фотопроект в Нижнем Новгороде


Подшивка газеты


Проекты:

Образование.

Фотомастерская.

К независимой жизни.

Безбарьерка.

Ресурсная комната.

Кино без барьеров

Агентство США по Международному Развитию в России
Издается в рамках межрегионального проекта РООИ “Перспектива” (Москва) "Юридическая защита прав инвалидов: доступность образования" на средства Агентства США по Международному Развитию (USAID).
РООИ "Перспектива"

От родителя к родителю

Стажировка в Германии

В ноябре 2007 г. в рамках проекта "Российские организации родителей детей-инвалидов – за продвижение полного включения детей с интеллектуальной инвалидностью" мы – группа из Н.Новгорода, включавшая представителей НРООИ "Инватур" и НРООПДиМ "Верас", – проходили стажировку в Германии. Целью стажировки было изучение опыта инклюзивного образования.

В ходе стажировки мы посетили школу Софии Шолль в г. Гизен, существующую с 1998 г. Учредителем школы является общественная организация "LIBENSHILFE – жизненная помощь", которая включает в себя несколько финансовых носителей. Сфера деятельности этой организации широка, она занимается не только школой, а всесторонней помощью людям с инвалидностью: создание и финансирование 6 инклюзивных детских садов, 11 социальных жилых домов на 12 мест каждый для проживания людей с умственными ограничениями, 5 учебных заведений по профессиональному обучению людей с инвалидностью, где после освоения какой-либо профессии люди с инвалидностью могут работать. Помимо этого организован Центр ранней помощи детям с нарушениями в развитии. Остановимся подробнее на каждом из направлений:

  • В Центр ранней помощи на консультацию приходят родители с детьми, у которых явно видны недостатки в поведении, умственном и физическом развитии. В консультации принимают участие сразу несколько специалистов: педагог, психолог, эрготерапевт, логопед, физиотерапевт, специалист по психомоторному развитию, которые в течение 3 месяцев наблюдают за поведением ребёнка дома, на занятиях в центре, а по истечении этого срока делают заключение. Основным принципом работы Центра Стажировка в Германииявляются: сопровождение детей и совет родителям. В Центре есть 15 рабочих мест, на которых занято около 20 человек. Каждый сотрудник работает с одним ребенком и его семьей, находясь в постоянном контакте с родителями. Семья посещает Центр около 1 раза в неделю по 1,5 часа. После того, как ребенок переходит в детский сад, и продолжает нуждаться в дальнейшем сопровождении, а его семья – в помощи сотрудника Центра, в детский сад вводится трудовая единица для сотрудника Центра. В Центре существует вечерняя родительская группа, на которую приходят представители школ и детских садов и рассказывают о системах обучения. Представители Центра обращают внимание учителей и воспитателей, посещающих эту родительскую группу, на проблемы и нарушения, которые имеются у детей. Важно то, что разговор происходит на одном уровне, поскольку родители являются главными специалистами в отношении к своему ребенку. На этих встречах определяется образовательное учреждение, куда может пойти ребенок (школа, детский сад). Также Центр ранней помощи активно сотрудничает с Центром помощи и развития аутичных детей.

  • Основой работы в инклюзивном детском саду является совместная работа специалистов и родителей, взаимный обмен опытом между родителями и специалистами о тех или иных ситуациях. Плата за детский сад составляет около 200 евро в месяц, но если семья не в состоянии оплачивать эти расходы, то государство доплачивает недостающую сумму, исходя из материального положения семьи. В одной группе детского сада находятся дети с различными ограничениями и может быть один ребенок с множественными нарушениями. Кроме того, в этих детских садах присутствует все тот же "командный" метод работы с детьми, то есть ребенка сопровождает команда специалистов. Сотрудники часто обсуждают между собой вопросы, касающиеся того или иного ребенка, его развития и состояния. В этом случае очень важно внимательно относиться к родителям детей без инвалидности, их страхам и проблемам, а также важно уменьшать количество детей в группах.

  • Стажировка в ГерманииВ 5 учебных заведениях по профессиональному обучению людей с инвалидностью имеются 12 направлений профессий: садовник, прачка, повар, вышивальщик, работа с металлом и другие. Там же созданы предприятия, на которых можно впоследствии работать. Всего на профессиональное обучение приходится 700 мест.

Вам, Вашему родственнику или знакомому нужна работа в Минске? Нет проблем! С помощью Интернета можно легко найти работу в любом уголке мира.

  • В каждом из 11 социальных домов проживает 12 человек с умственными ограничениями, умственной отсталостью, аутизмом и другими ограничениями, о которых в Германии принято говорить: "люди с проблемами в обучении". Около 6-8 часов в неделю к ним приходит социальный работник, который помогает им в оплате коммунальных услуг, заполнении каких-либо анкет и т.д., но, в целом, эти люди самостоятельны, могут себя обслужить в быту. Если в доме проживают люди с аутизмом и другими тяжелыми формами ограничений, то количество помощников варьируется от 2 до 4. Но любой человек с инвалидностью может выбирать: проживать ли ему в семье, в социальных домах либо самостоятельно.

 

Вторая половина первого дня стажировки была посвящена знакомству со школой, организации учебного процесса, послеучебного времени и всему, что с этим связано. Директор школы Вилтруд Тисс рассказала о том, как организован подбор детей в классы. В каждый класс из 20-22 детей без инвалидности зачислено 5 детей, имеющих какие-либо ограничения. Причем в классе дети не одного возраста, и дети с инвалидностью не одного определенного вида, а различных, чтоб избежать создания группы в группе. В начале приема ребенка в школу оценивается, подходит ли данная школа для этого ребенка. Главное, что в одном классе обучаются дети по трем образовательным уровням. И все работают по плану, только план у всех разный. Например, тема на уроке одна, но осваивают ее по трем образовательным уровням одновременно. Это касается не только детей с инвалидностью. Дети могут учиться на том уровне, на котором они находятся. В процессе общения дети тоже учатся, перенимая друг у друга опыт в освоении той или иной темы. В школе существует распорядок дня: утренний круг, учебное время, перерывы на завтрак и обед, прогулки и послеучебное время. Стажировка в ГерманииВ течение всего дня (во время учебного процесса и вне его) с детьми постоянно находится воспитатель, так как детям важно иметь человека, который их постоянно сопровождает. Помимо воспитателя в школе работают практиканты из ВУЗов, а также лица, проходящие альтернативную гражданскую службу (АГС). Таким образом, в классе постоянно присутствуют учитель или двое учителей и еще 3-4 взрослых. Если детям с определенными особенностями в развитии необходим сопровождающий (ассистент), что закреплено на законодательном уровне, то этот человек сопровождает ребенка в течение всего времени пребывания в школе. Для получения такого ассистента родители подают заявление. Необходимость подобной помощи нужно подтвердить и доказать, о чем прямо указано в законе. Обучение в школе построено следующим образом: существуют три ступени обучения – первая ступень это 1-2 классы, вторая ступень это 3-4 классы и третья ступень это 5-6 классы. Причем половина детей может быть переведена в другой класс, а вторая половина остается еще один год обучаться в этом же классе. Тогда на следующий учебный год к оставшейся половине детей подбирают вторую половину из вновь прибывших. Также в школе во внеучебное время организовано около 37 кружков по интересам: рисование, пение, вышивание, лепка из соленого теста, мандал-рыба и множество других, в работе и организации которых активно принимают участие родители, являющиеся руководителями эти кружков. На 264 ребенка предлагается около 405 мест в кружках. Занятия в кружках оплачиваются родителями.

 

Второй день стажировки.

Стажировка в ГерманииСтажировка в ГерманииПервая половина дня была посвящена присутствию на уроках в классах. Все члены стажирующейся группы были поделены на 5 минигрупп, которые наблюдали за учебным процессом в разных классах. Продолжительность урока – 1 час 30 минут. Пространство структурировано так, что дети в момент обучения видят и учителя, и друг друга, могут пообщаться и помочь друг другу. В начале урока дети под музыку садятся в круг и учитель положительно настраивает детей на урок: обсуждает, что было особенного у каждого сегодня, и говорит, чем они будут заниматься. Каждый ребенок имеет право высказаться. В момент урока учитель имеет перед собой три учебника и три рабочие тетради, соответствующие трём образовательным уровням, по которым учитель обучает детей с тремя уровнями интеллектуального развития. Он знает, кто на каком уровне находится, и каждому дает задание его уровня. На уроке присутствуют: воспитатель, ассистенты – 2-3 человека, необходимые, например, ребенку с аутизмом, ребенку с синдромом Дауна. Например, на уроке английского языка им необходимо было прослушать текст и, что нас поразило, учитель, видя, что некоторые дети не могут с одного-двух раз воспринять его на слух, воспроизводила запись более 6 раз для того, чтобы дети с нарушениями могли его понять. В этом помогали им и ассистенты. Позанимавшись в круге, дети садятся на свои места и некоторое время занимаются за партами. Во время урока учитель по-разному пересаживает детей в пары, что дает им возможность подвигаться и поработать с разными ребятами. Стажировка в ГерманииРебенок с аутизмом также работал в паре. Выполнив задание, дети вновь садятся на свои места. В конце урока учитель поблагодарит детей за работу. На следующем уроке дети были поделены на 2 группы, и по очереди занимались на улице. И вновь для каждого уровня было свое задание. В конце урока вновь звучит музыка, дети садятся в круг и обсуждают, что было на уроке.

Вторая половина второго дня была посвящена проекту по трудоустройству труднообучаемых людей, людей с ментальными нарушениями, а также колясочников. В эту организацию приходят и те люди, которые не обучались нигде, и те, кто обучался два года в, так называемых, мастерских (вышеупомянутых 2 лет профобучения), и такие, которые не хотят идти в мастерские для людей с инвалидностью, а хотят работать на предприятиях. Некоторые после участия в проекте могут получить дальнейшее образование. Сначала проводят собеседование, где рассказывают, что значит ходить на работу, что нужно быть пунктуальным, выполнять порученную работу на каждом конкретном рабочем месте. Далее выясняют способности претендента и желание заниматься какой-либо подходящей для него деятельностью. Затем начинается ориентировочная практика продолжительностью 6 недель. Стажировка в ГерманииНа предприятиях назначается ответственный за практиканта – ментор, к которому практикант может обратиться с вопросами. Ментор получает денежное вознаграждение за обучение человека с инвалидностью какой-либо деятельности. Функции ментора могут брать на себя сотрудники проекта. Сейчас принимают людей и оплачивают их деятельность в трех сферах: уборка помещений, работа в супермаркетах, работа на кухне. 4 раза люди с инвалидностью приходят обучаться на предприятие и 1 раз в неделю приходят к сотрудникам проекта. Время работы варьируется от 4 до 6 часов, а для тех, кто может работать дольше, продолжительность рабочего дня составляет 8 часов. В процессе обучения люди должны не только освоить навыки профессии, но и научиться пользоваться транспортом туда и обратно. Дальнейшее трудоустройство людей с инвалидностью зависит от контакта менторов с руководителями проекта. Иногда обучающийся может отказаться от работы по мотиву, что она ему не подходит, и тогда ему подбирают другую работу. Стажировка в ГерманииПосле освоения какими-либо навыками происходит повышение квалификации. То есть, если до этого работник выполнял одну простейшую операцию, то постепенно осваивает и другие. На 5-й день недели встречаются в организации с руководителями проекта и обсуждают, как прошла неделя. Положительным моментом является то, что все ходят работать, и у каждого есть возможность пообщаться с кем-то другим из обучающихся, поделиться какими-то проблемами и новостями. В конце проекта каждый получает постоянную работу. Некоторые могут вернуться в мастерские. Вообще, государством выделяются денежные средства на профессиональное обучение людей с инвалидностью, которые направляются туда, где этот человек хочет получать образование. Оплачивается труд людей с инвалидностью в течение трех лет следующим образом: 50% оплачивает предприятие, а 50 % оплачивает государство вне зависимости от вида инвалидности. В дальнейшем оплачивает только предприятие. Законодательством установлено квотирование рабочих мест: на предприятии от 20 человек и более трудоустраивается человек с инвалидностью. Если предприятие не трудоустраивает людей с инвалидностью, то на него налагается штраф.

Продолжение работы второго дня стажировки включало в себя знакомство с педагогическим коллективом и методами их работы. В существующей программе обучения, установленной министерством образования для общеобразовательных школ, выбирают то, что подходит для конкретного класса и что для учеников актуально в этом учебном году Учителя сами разрабатывают цели и те результаты, которых дети должны достигнуть в конце каждой ступени. Учебный план формируется классным руководителем совместно с учителями-предметниками. Каждый класс ведет команда специалистов, включая классного руководителя, воспитателя, ассистентов, и учителей. Важно, что каждый пункт плана по обучению ребенка обсуждается с родителями и учитывает особенности развития ученика.

 

Стажировка в ГерманииТретий день стажировки.

Стажировка в ГерманииВстреча с Михаилом Мусатовым – представителем общественной организации, которая объединяет людей с ментальными нарушениями. Она была создана в Германии в 2001 г. Каждый год проходит встреча всех членов этой организации, на которой выбирается Совет в количестве 5 человек. Офис организации находится в г. Кассель. Эта организация занимается отстаиванием прав людей, как их принято называть в Германии, с трудностями в обучении и показывает им дорогу в самостоятельную жизнь. В ней состоят и люди без инвалидности, но они не имеют права голоса,– это, так называемая, группа поддержки. Одним из направлений деятельности этой организации является организация курсов для родителей по обучению детей самостоятельному проживанию. Этой организацией было создано агентство по трудоустройству людей с инвалидностью. Также данной организацией созданы обучающие курсы: "Шаг за шагом" для людей с тяжелыми интеллектуальными ограничениями, где их тоже обучают какой-либо простейшей работе и сопровождают на предприятии до тех пор, пока необходимость в этом не отпадает.

Стажировка в ГерманииПоследняя часть третьего дня стажировки была посвящена структуре и финансированию непосредственно самой школы Софии Шолль в Гизене. Стажировка в ГерманииКоллектив школы включает в себя директора, учителей, воспитателей, ассистентов, а также обслуживающий персонал и сами родители, являющиеся важной составляющей организационный формы. В школе очень мало иерархии и много общения друг с другом. Директор периодически посещает уроки и находится в курсе всего, что происходит в том или ином классе. Существуют небольшие группы сотрудников, которые хорошо и слаженно работают внутри себя. Группа сотрудников 1 раз в неделю собирается и обсуждает отдельных детей, обстановку в классе, определяет следующий шаг в обучении, перепроверяют методы, которыми они пользуются, а также распределяют обязанности по подготовке к предметам. Когда часть детей уходит, а другая остается, то вновь пришедшим детям помогают остальные, и работа команды несколько облегчается, так как часть функций берут на себя дети: объясняют, какие существуют правила, ритуалы и т.д. Если ребенку нужна помощь, он получает её от других детей. Кроме этой команды существует команда параллели классов, которая собирается 1 раз в две недели и обсуждает важные для всей параллели вопросы. Представители параллелей встречаются с директором 1 раз в неделю, и 1 раз в две недели на 2 часа собирается весь коллектив. Важную роль в организации школы играют родители, многие из которых являются членами организации "Жизненная помощь", являющейся учредителем школы. Существуют рабочие группы родителей: одна группа занимается библиотекой, другая ведет часть кружков, другая участвует в оформлении школьного двора и т.д.

Стажировка в ГерманииЕщё один вопрос непосредственно касался источников финансирования. В Германии существует закон по оплате негосударственных школ и 85% расходов школы составляют деньги, получаемые от государства. Основной статьей расходов является оплата труда работникам. В эти 85% не входят средства, необходимые на аренду помещения, приобретение канцтоваров. Обучение в школе платное и стоимость обучения в данной школе составляет 270 евро в месяц. Существуют скидки для братьев и сестер. Также родители привлекают средства, вырученные на ежегодном уличном празднике, когда они продают на улице пиво, различную еду, и деньги передаются в фонд школы. Финансы распределяет совет родителей, собрания которого проводятся примерно 1 раз в месяц. На совете принимаются решения о направлении финансов на те или иные расходы. Члены родительского совета платят членские взносы примерно около 3-10 евро в месяц.


 

Стажировка в ГерманииПо итогам стажировки были отмечены следующие положительные моменты в организации инклюзивной школы:

    • работа слаженной команды;
    • разноуровневое обучение, привлечение добровольцев (родителей, лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу и др.);
    • сопровождение детей со сложными нарушениями в учебное и послеучебное время;
    • индивидуальный подход к каждому ребенку, составление индивидуальных планов для тех детей, кому это необходимо;
    • уважение личности ребенка, учет мнения каждого;
    • методика работы, включающая групповые методы работы; организацию пространства; использование в процессе урока смены деятельности; продолжительность урока 1,5 часа; возможность выбора учителем форм и методик преподнесения материала; использование практического опыта; гибкость структуры обучения; наглядное структурирование режима и видов деятельности; использование музыки, положительного настроя класса перед уроком;
    • широкая специализация учителя;
    • высокая профессиональная подготовка педагогов;
    • обсуждение индивидуальных планов с родителями;
    • отсутствие оценок в описаниях, выдаваемых вместе с аттестационной ведомостью по выходу из школы, вместо которых имеются пожелания ребенку;
    • наличие коллектива единомышленников: родители, воспитатели, учителя, ученики;
    • включение детей с инвалидностью в социум;
    • наличие свободного штатного расписания;
    • обучение пониманию, что в жизни есть люди, у которых бывают проблемы в развитии, и воспитание толерантного отношения к ним;
    • богатая дополнительная система образования, в которой активное участие принимают родители;
    • спонсорская помощь;
    • широкое участие родителей в организации и жизни школы.

Юрист-консульт
НРООИ “Инватур”
Роза Любимова

 

Предыдущая страница Следующая страница

Инватур - > Бюллетень - > № 1 (45) январь 2008 г.

P.S.: Если Вы хотите регулярно получать новости и анонсы событий, происходящих в Н.Новгороде, подпишитесь на Рассылку Subscribe.ru, заполнив форму внизу правой колонки этой странички.

Рассылки Subscribe.Ru
InvaInfoNews
Инва новости
Н.Новгорода

Подписаться письмом







Антон Мариниченко

Андрей Анисимов
   

Инватур

Яндекс.Метрика